Это был личный вызов: Альберт Джуссоев о строительстве газопровода "Дзуарикау-Цхинвал"

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Нина Мохаммад, Sputnik
В этом году исполняется 15 лет источнику тепла в домах Южной Осетии - газопроводу “Дзуарикау-Цхинвал”, самому высокогорному сооружению подобного типа в мире. Для республики газопровод был вопросом жизни и смерти, рассказал в интервью Sputnik президент группы компаний "Стройпрогресс" - подрядчика "Газпрома" в Южной Осетии Альберт Джуссоев.
О том, как Россия за рекордные сроки избавила Южную Осетию от энергетической блокады, как инженеры и проектировщики прокладывали магистраль, проходящую через пять климатических поясов, и о функционировании газопровода сегодня, читайте в материале Sputnik.

От смерти к жизни

С началом военных действий на территории Южной Осетии грузинское правительство не побрезговало ввести ее народ в энергетическую блокаду. Тбилиси регулярно перекрывал поставки сжиженного углеводородного топлива в Цхинвал, российского сетевого газа, электричества и воды. Зимой 1991 года из-за отсутствия света и тепла в республиканской больнице погибли новорожденные и старики. К тому моменту больница не успела перестроиться к реалиям войны и была лишена жизненно важных условий.
“Постоянное отсутствие электричества, газа, продуктов - тяжелейшие времена для всех. Газ был вопросом жизни и смерти. Народ Южной Осетии совершил подвиг, благодаря которому мы имеем малую родину, процветание завтрашнего дня", - делится Джуссоев.
С приходом к власти Владимира Путина, Россия начала оказывать беспрецедентную помощь Южной Осетии, и жизнь в республике стала постепенно налаживаться. Как вспоминает собеседник Sputnik, в Цхинвал шли колонны гуманитарной помощи из Москвы: фуры с продовольствием, медикаментами, оборудованием.
Однако планировать здесь жить по-настоящему возможным стало только в 2009 году - 26 августа, спустя год со дня признания независимости Южной Осетии Россией, в Кремле торжественно открыли газопровод "Дзуарикау Цхинвал". Некоммерческий проект Газпрома стоимостью 15 млрд рублей: газ в зарубежную страну поступил по цене, установленной внутри России. Так, народ Южной Осетии поистине ощутил теплоту русской души.
Альберт Джуссоев

Для меня это был личный вызов

Приказ подать газ на Цхинвал поступил в 2006 году. Глава российского государства дал на его исполнение три года. Заказчиком строительства явилась дочерняя компания “Газпрома” – “Газпром трансгаз Ставрополь”. Выполнение проекта, по словам Джуссоева, “Газпром” планировал поручить немецкой компании, которая не взялась за него по политическим причинам. Другие подрядчики не соглашались на проектирование и стройку в столь сжатые сроки, запрашивали как минимум семь лет. Тогда задачу провести газопровод поставили перед ГК “Стройпрогресс”, возглавляемой Джуссоевым, а проектирование поручили главной проектной структуре АО "Газпром промгаз".

“Когда нас пригласили, они знали, что я выходец из Южной Осетии и буду стараться, чтобы работа была выполнена. Первое, что я сделал - приехал в Северную Осетию с делегацией “Газпрома” из 25 человек, куда входили проектировщики и руководители подразделений. Провели совещание с правительством, после чего двое суток прошли пешком по маршруту 175 километров”, - рассказывает Джуссоев.

Для него это было делом принципа - снимки с космоса хороши, но пока не протопаешь горные тропы сам, всю сложность стройки до конца не осознать.
“Когда инженеры "Газпрома" увидели реалии, они были в шоке: запроектировать газопровод за такое короткое время казалось невозможным, а построить его - тем более. Но никто не отменял “Приказы надо выполнять”. Для меня это был вызов: в России, кроме нас, нет ни одной организации, за исключением таких гигантов, как “Газпром” и “Роснефть”, чьи проекты открывал бы лично Владимир Путин”, - подчеркивает собеседник Sputnik.
"Подать газ на Цхинвал": самому высокогорному газопроводу в мире 15 лет

Ногирские ребята находили решения там, где руки опускали проектировщики из “Газпрома”

Газопровод “Дзуарикау-Цхинвал” берет свое начало в селе Дзуарикау Северной Осетии, далее через пять хребтов проходит в Южную Осетию, где через город Квайса достигает своей конечной цели - столицы республики, Цхинвала. По последним данным, длина газопровода составляет 174 километра. Почти половина трассы проходит на высоте более 1500 метров, а наивысшая точка расположена на Кударском перевале – на высоте 3148 метров над уровнем моря. Мощность газопровода - 252,5 млн кубометров.
“Газопровод находится в пяти климатических поясах - от субтропиков Южной Осетии до зоны вечной мерзлоты. На такой высоте газопровод никто ранее не проводил. Более того, он должен был проходить через 18 тоннелей, более 30 мостов, виадуков и акведуков. Из 174 километров непрерывные 80 км - это базальтовая плата. При этом газопровод должен был быть спрятан в скалах путем сложной технологии - труба оборачивается в скальный лист. Надо было взорвать тысячи тонн взрывчатки”, - рассказывает Джуссоев.
Россия выделит на газификацию Южной Осетии свыше 2,7 миллиарда рублей - Гаглоев
В строительстве “проекта века” участвовали более трех тысяч работников из России, Северной и Южной Осетии. Привлечено более тысячи единиц техники: на такой высоте глохла даже тяжелая строительная техника из-за разряженного воздуха.

“Я помню, у нас была бригада под руководством Казбека Хугаева. В тяжелейших условиях в районе ледников, где руки опускали все - и проектировщики из “Газпрома”, и строители, - эти ногирские ребята своим мужеством сами придумывали уникальные технические решения”, - подчеркивает он.

В ходе строительства проект менялся не раз. Не только в силу технических и экологических причин, но и религиозных: изначально газопровод должен был проходить в том числе через территории, где находятся святилища - неприкосновенные для осетин места. Например, Мыкалгабырта в Чеселтском ущелье. Итоговый проект был изменен, ведь в Осетии святые места стоят превыше всего.

Задача на сегодня - согреть все села Южной Осетии

С момента открытия 15 лет назад газопровод “Дзуарикау - Цхинвал” работает штатно - это показатель того, что он построен по самым высоким параметрам и требованиям мировой практики, замечает Джуссоев.

“Равных этому проекту в мире нет. В Южной Осетии прошли землетрясения, война в 2008-м (период стройки - прим.ред.), он испытал все”, - говорит он.

Сегодня, добавил собеседник Sputnik, задача руководства Южной Осетии - сделать ответвления от магистрали и обеспечить голубым топливом всю республику. Так, в апреле этого года президент Алан Гаглоев сообщил о планах газифицировать Квайсу.