Диана Козаева, Sputnik
Первому послу России в Южной Осетии Эльбрусу Каргиеву в четверг исполнилось бы 80 лет. Выдающийся дипломат и человек много лет своей жизни посвятил укреплению отношений между Россией и Южной Осетией. В республике его запомнили как талантливого дипломата, преданного своему делу и настоящего друга, искренне болевшего за развитие и процветание Южной Осетии.
Эльбрус Каникоевич родился в 1944 году в Северной Осетии, много лет успешно занимался научной и преподавательской деятельностью. В разное время занимал посты министра народного образования Северо-Осетинской АССР, зампредседателя Совета Министров Северной Осетии.
С середины 90-х находился на дипломатической службе в МИД России, возглавлял отдел Департамента МИД России по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными организациями. Был генконсулом РФ Трабзоне, а затем советником-посланником российского посольства в Турции.
Настоящий дипломат
В Южную Осетию в качестве посла Эльбрус Каникоевич приехал в октябре 2008 года. Именно ему довелось с нуля создать и наладить работу российской дипмиссии в республике. Это было непросто: республика только что пережила войну, нуждалась в восстановлении и поддержке. С первых дней работы в Южной Осетии, Эльбрус Каргиев проявил себя как настоящий дипломат, способный находить компромиссы и решать сложные задачи.
"Это был сложный год, республика после войны пока была в разрухе, надо было найти здание для посольства, жилье для его сотрудников. Ему предстояла большая работа, но он с большим тактом, рвением и профессионализмом приступил к решению всех этих вопросов и вскоре все организационные вопросы были решены. И 29 апреля 2009 года основной состав дипломатов и сотрудников посольства прибыл в Южную Осетию", – вспоминает экс-министр иностранных дел республики Мурат Джиоев.
Он говорит, что Эльбрус Каникоевич всегда очень внимательно относился к Южной Осетии, будучи еще зампредседателя правительства Северной Осетии. Он часто посещал республику в 90-х годах, во время грузинской агрессии. В том числе находился в республике и 20 мая, когда грузины зверски расправились с десятками беженцев – женщинами, стариками и детьми, спасавшимися от войны.
Мурат Джиоев
© Sputnik / Наталья Айриян
А когда после августа 2008 года Южная Осетия была признана Россией, и 9 сентября состоялся обмен нотами об установлении дипотношений, Каргиев был намечен на должность посла РФ в РЮО.
Первая их встреча произошла в Кремле при подписании Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. К тому времени Каргиев уже был обозначен как будущий посол РФ.
"Следующая наша встреча произошла во время моего официального визита в Россию 19-21 января 2009 года. Повторяю, это был первый официальный визит представителя Южной Осетии в Россию. Все встречи до этого считались рабочими. В аэропорту нашу делегацию встречал Эльбрус Каникоевич уже в ранге посла. Так получилось что мы с ним – два осетина, представители двух государств, проехали по Москве на машине под государственным флагом Южной Осетии. Это был первый случай, когда по улицам Москвы проехала машина под флагом нашей республики", – рассказал Мурат Кузьмич.
Вскоре после этого Эльбрус Каникоевич прибыл в республику в качестве посла, вручил президенту верительные грамоты и приступил к подготовке к приезду основного состава посольства.
Он исполнял свои полномочия и дипломатические функции с большим профессионализмом, уважением и любовью к Южной Осетии и это ему легко удавалось.
Вскоре с его помощью и при его активном содействии, говорит экс-министр, отношения между Россией и Южной Осетией стали еще больше развиваться, в том числе в политико-правовом отношении. Между властями и народом с одной стороны и российским посольством с другой сложились довольно тесные отношения во всех сферах совместной деятельности.
Дипломат до мозга костей и осетинский интеллигент
Будучи высокопрофессиональным российским послом и дипломатом до мозга костей, Эльбрус Каникоевич оставался осетинским интеллигентом. Человеком, проникнутым традиционной осетинской культурой, и это ему очень легко удавалось совмещать.
"Он очень уважал и всегда подчеркивал свое уважение к Знауру Николаевичу Гассиеву, Нафи Джусойты, другим представителям осетинской культуры, как представителям "иронжинада". Кроме того, он обладал прекрасным голосом, в молодости был участником вокального ансамбля. А еще он очень красиво танцевал. Несмотря на уже не юношеский возраст, я имел удовольствие это наблюдать на свадьбе моего сына и его дочери", – вспоминает Мурат Джиоев.
По его словам, Эльбрус Каникоевич действительно был человеком, который старался максимально сближать Южную Осетию с Россией, всегда подчеркивать, что Южная и Северная Осетия –это единое целое.
"Наши отношения сложились не только, как между государственными служащими, но и просто чисто человеческие. И они продолжались до последних дней его жизни. Жаль, что он так рано ушел", – сказал Джиоев.
Он добавил, что Каргиев почти десять лет руководил российской дипмиссией в Южной Осетии, и "это тоже говорит о многом"
Трепетно относился ко всем проблемам Южной Осетии
"Я с большим сожалением отмечаю, что об Эльбрусе Каникоевиче сегодня приходиться говорить в прошедшем времени. Мы были знакомы задолго до того, как он был назначен первым послом России в Южной Осетии", – вспоминает экс-президент республики Леонид Тибилов.
В годы грузинской агрессии Леонид Тибилов входил в состав Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта (СКК), а Эльбрус Каргиев работал в одном из департаментов МИД РФ, где курировал страны СНГ, в том числе Южную Осетию и Абхазию.
Экс-президент признается, что это было сложное время, республика еще была не признана, но, тем не менее этот тяжелый период вместе с ней переживали и Россия и Северная Осетия.
"Мы не были профессиональными дипломатами, но жизнь подтолкнула нас к тому, чтобы мы, как могли, защищали интересы родины. И в нужный момент мы всегда могли обратиться к нему, проконсультироваться и всегда находили поддержку. Он присутствовал в том числе на заседаниях СКК, и мы всегда чувствовали надежное плечо. Он был многоопытным человеком, и когда его назначили послом, это было очень приятно", – говорит Тибилов.
Леонид Тибилов и Эльбрус Каргиев
© Alexei Kovalev
По его словам, они всегда тепло общались, часто встречались, решали вопросы межгосударственных взаимоотношений. Эльбрус Каргиев всегда был рядом с осетинским народом, искал пути выхода из сложных ситуаций.
"Я могу назвать его основоположником дипломатической работы в Южной Осетии. Он буквально своими руками создавал посольство, которое по сегодняшний день активно работает в вопросах реализации всех межгосударственных договоренностей", – говорит Леонид Харитонович.
По его словам, сейчас действует множество договоров и соглашений между Россией и Южной Осетией, в разработке которых принимало участие посольство под руководством Эльбруса Каргиева.
"Он всегда тепло относился к Южной Осетии, особо трепетно относился ко всем проблемам республики. Жаль, что его нет сегодня с нами. Уход выдающегося человека всегда воспринимается с особой горечью, а с потерей таких личностей народ действительно многое теряет", – добавил экс-президент.
Эльбруса Каргиева не стало 11 января 2020 года в возрасте 75 лет.