Олег Джагаев, Sputnik
Грузинские власти частенько в своих официальных и неофициальных речах любят заявлять о 20% оккупированных Россией территорий страны, имея ввиду независимые государства Южную Осетию и Абхазию. В то же время Тбилиси забывает или делает вид, что забывает о существовании других 20% "своей территории", а именно, Трусовского и Гудского ущелий, а также Кобинской котловины, которые являлись исконно осетинскими землями. Однако, главной проблемой здесь все же являются не столько сами территории, а их жители, которые по несправедливому стечению обстоятельств уже долгие годы не могут попасть в свои дома.
История и суть проблемы
Трусовское и Гудское ущелья, а также Кобинская котловина географически располагаются на склонах Кавказских гор. В 1922 году глава СССР Иосиф Сталин принял решение включить эти территории в состав Грузинской ССР и с тех пор они входят в состав Казбегского муниципалитета Грузии.
Однако, долгие годы на этих землях проживали преимущественно осетины. По различным оценкам, Трусовское и Гудское ущелья, а также Кобинская котловина являются родиной представителей 65-80 осетинских фамилий. Кроме того, сохранившиеся старинные строения, в частности, башни, замки, древние захоронения, свидетельствуют о том, что единственный народ, который проживал на этих землях – это осетины.
Много лет руководство Тбилиси планомерно выдавливало кобинских и трусовских осетин со своих исконных мест проживания, нередко прибегая в политике национализма и этническим чисткам. По сути, Тбилиси добился свой цели – сегодня на этих землях проживают лишь одинокие пожилые люди, а для всех остальных жителей около 30 осетинских сел доступ на свою родину находится под запретом.
В 2006 году была закрыта Военно-Грузинская дорога, вследствие чего кобинские и трусовские осетины потеряли возможность вернуться в свои родные дома. А после августовской войны 2008 года Тбилиси и вовсе закрыл для осетин дорогу туда. Сегодня эти земли пришли в запустение, в селах проживают лишь единицы.
Как сейчас решается вопрос кобинских и трусовских осетин
Осетины из Трусовского и Гудского ущелий неоднократно писали жалобы и обращались во всевозможные инстанции с призывом помочь им вернуться в свои домовладения. Одной из таких жалоб сейчас занимается уполномоченный по правам человека в Северной Осетии Тамерлан Цгоев. Для решения вопроса он уже успел обратиться к омбудсмену России Татьяне Москальковой и главе МИД РФ Сергею Лаврову.
"Ко мне обратился один выходец из села Коб, заявив об ущемлении и нарушении своих имущественных прав. Он никак не может оформить частную собственность и земельный участок, который завещал ему его дед, так как ему не выдают выписку из хозяйственной книги Кобинского сельсовета, которая необходима для оформления имущества. При этом другим гражданам Грузии эта выписка регулярно выдается. С 2022 года мы проводим работу по этому вопросу, неоднократно связывались с Народным защитником Грузии, но все наши попытки решить этот вопрос оказались безрезультатными", – сказал он.
После неудачных попыток взаимодействия с грузинской стороной, Цгоев принял решение написать письма на имя Москальковой и Лаврова.
"Эта ситуация очень непростая, так как дипломатических отношений между Россией и Грузией нет. Однако, защита имущественных прав предполагается международными конвенциями, независимо от наличия отношений между странами. Право собственности – это основа современного миропорядка, а в этой ситуации мы видим прямое нарушение Всеобщей декларации прав человека", – подчеркнул он.
Жалоба, о которой говорит Цгоев, – далеко не единственная. Многие выходцы из Трусовского и Гудского ущелий, а также Кобинской котловины сталкиваются с той же самой проблемой, когда грузинские власти ущемляют их права на частную собственность.
При этом, кобинские и трусовские осетины сталкиваются не только с проблемой восстановления своих имущественных прав.
Многие выходцы из сел, расположенных на этих территориях, хотят посетить могилы своих предков, отметить религиозные праздники, однако сделать они этого не могут по одной причине – этого не хотят власти Грузии, разворачивая осетин на границе и отказывая во въезде на территорию страны.
Проблема кобинских и трусовских осетин, безусловно, является одной из самых кровоточащих для всего народа Осетии. Трудно себя представить, что люди не могут попасть в свои родные дома, которые принадлежат им по праву наследства, просто потому что кто-то решил прибрать эти земли к своим рукам. Хоть эта проблема и является труднорешаемой, учитывая сложные отношения между Южной Осетией, Россией и Грузией, о ней нельзя никак забывать и нужно продолжать бороться до тех пор, пока кобинские и трусовские осетины не смогут вернуться на свою родную землю.