Согласно данным Управления государственной статистики Южной Осетии, размер экспорта из республики в первом квартале этого года уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а вот импорт вырос почти в два раза. О том, что это значит и какие перспективы у развития внешней торговли Южной Осетии - в материале Sputnik.
Импорт товаров
Для того, чтобы определить, с чем именно связано такое резкое увеличение объемов импорта из РФ в РЮО, необходимо провести подробный анализ, считает заместитель директора Научно-исследовательского института РЮО Мария Кабисова.
На первом месте по объемам импорта - текстиль и текстильные изделия; далее - категория "других товаров", акцизные товары, транспортные средства и на пятом месте - топливо.
Существенную часть импорта в республику все еще составляют продовольственные товары, напитки, фрукты и овощи; однако по сравнению с первым кварталом прошлого года, объем этой группы товаров снизился. В общем списке товаров продукты заняли шестое место против пятого в первом квартале прошлого года; да и абсолютный объем импортируемой продовольственной продукции снизился в полтора раза.
В то же время в первом квартале 2024 года, по сравнению с тем же периодом прошлого года, резко - почти в три раза - вырос импорт акцизных товаров: табачной и алкогольной продукции, бензина и дизельного топлива. Не в последнюю очередь именно этим обусловлено общее увеличение объемов импорта. Кроме того, в два раза, по сравнению с первым кварталом прошлого года, вырос импорт товаров из категории "другие", а импорт текстиля вырос аж в три раза.
Растет и импорт оборудования: по словам Кабисовой, это связано с созданием новых производств, среди которых Консервный завод. Кроме того, осенью планируется запуск камнеперерабатывающего завода, для которого также закупалось новое оборудование.
Экспорт: структура и изменения
Что касается товарной структуры экспорта, она в первом квартале этого года осталась примерно такой же, как и в аналогичный период 2023 года. Существенная разница только в том, что древесина и целлюлозно-бумажные изделия, согласно данным статистического сборника, в первые месяцы этого года не экспортировались вовсе.
Внешняя торговля Южной Осетии
© Sputnik
За отчетный период снизился и экспорт текстиля и текстильной продукции; хотя относительно других товаров эта категория, как и в первом квартале прошлого года, занимает первое место в структуре экспорта из Южной Осетии.
"Вероятно, это снижение госзаказа на продукцию нашей фабрики (БТК-4 - ред.). По сути, другого поставщика текстиля на российский рынок у нас нет", - объясняет Кабисова.
Учитывая, что фабрика БТК-4 планирует открывать филиалы в районах Республики, вероятно, можно ожидать увеличения объемов экспорта текстильной продукции из Южной Осетии, добавляет Кабисова. Кроме того, год еще далек от окончания, и, возможно, мы увидим новые цифры уже в отчете за первое полугодие 2024 года.
Продовольственные товары и овощи: перспективы экспорта
Объем экспорта продовольственных товаров не изменился по сравнению с прошлым годом; сегодня эта группа товаров находится на втором месте в структуре экспорта из республики. Однако о перспективах экспорта продовольственной продукции Кабисова говорит скептически.
"Давайте сначала мы обеспечим наше население нашей продукцией. Экспорт - это уже когда излишки. Сегодня у нас практически все импортное, я думаю, что для начала надо обеспечить своё население качественной экологически чистой продукцией, а потом уже будем говорить об экспорте", - считает она.
При этом местная сельскохозяйственная продукция ценится качеством, и "гипотетически" ничего не мешает выращивать больше овощей и экспортировать их в Россию, которая является главным торговым контрагентом республики.
Но реальные перспективы масштабного экспорта продовольственных товаров из Южной Осетии сегодня есть только у воды, считает Кабисова.
"Я всегда говорила что это будет вода. С каждым годом нехватка воды ощущается во всем мире; у нас, слава Богу, пока нет такой проблемы", - говорит эксперт.
Будущее торговли
За экспорт товаров сегодня в основном отвечают несколько компаний, все они, кроме БТК-4, продовольственные: по словам Кабисовой, в первую очередь это "Сады Ирыстона", "Иронсæн", "Багиата" и "Высокогорная Кельская пивоварня" в Ленингорском районе.
"Когда продукция идет на экспорт, она должна быть конкурентоспособной не только по цене, но и по качеству. И, когда мы говорим об экспорте продукции, мы должны четко понимать, что в условиях очень большой конкуренции на российском рынке (а мы именно его пытаемся как-то снабжать нашей продукцией) мы должны выдерживать все эти критерии, которые обычно потребитель выставляет при приобретении той или иной продукции, начиная с упаковки и заканчивая вкусовыми качествами", - подчеркивает Кабисова.
По словам эксперта, в принципе заниматься экспортно-импортными операциями не так легко, учитывая огромный объем документов, которые необходимо подготовить для выхода на рынок международной торговли - в том числе и многочисленные сертификаты соответствия и качества. Лишь около 1,3 процента предприятий малого и среднего бизнеса в РФ могут себе это позволить.