На прошедших выходных зоозащитники Цхинвала обратились в милицию в связи с тем, что неизвестный мужчина открыл стрельбу по бродячим собакам. Происшествие имело место среди бела дня, в центральной части города, причем на улице в это время было достаточно много прохожих, включая детей. В понедельник мужчине было представлено обвинение в мелком хулиганстве - по информации пресс-службы МВД, мужчина стрелял из пневматического оружия, чтобы защитить детей, и не имел целью причинить вред животным.
Данный случай, по сути, стал исключением из печального правила - отстрел животных на улицах Цхинвала происходит регулярно, но стреляют отнюдь не из пневматического оружия. Сторонники столь жестокой меры ссылаются на то, что количество бездомных собак в столице растет бесконтрольно, а стерилизацией, вакцинацией и созданием приюта пока занимаются только волонтеры на общественных началах.
Что говорит закон
Отстрел животных сам по себе не редкость, однако, по решению Конституционного суда Российской Федерации от 19 июля текущего года, он должен строго регулироваться законом, проходить в конкретно установленные сроки и вообще допускается исключительно в четырех случаях: если животное нападает на человека, проявляет "немотивированную агрессивность", является переносчиком опасных заболеваний и в случае некой "экстраординарной ситуации", в которой умерщвление животного является единственным способом решить проблему.
"При этом умерщвление животных без владельцев – исключительная мера, оправданная, лишь когда прочие мероприятия в конкретных условиях не могут обеспечить надлежащий уровень защиты человека, его прав и свобод, общественную безопасность. Основаниями для такой меры не могут быть ни загруженность приютов, ни оптимизация бюджетных расходов. Это означало бы отступление от конституционных гуманистических начал в обращении с животными", - говорится в решении КС.
Трактовки
При этом решение суда оставляет региональным властям простор для маневрирования: "общественную безопасность" можно определять по-разному, как и "экстраординарную ситуацию", а сроки отстрела устанавливать любые.
Однако основной посыл Конституционного суда понятен: умерщвление бездомных животных должно быть крайней мерой, если не из гуманистических причин, то как минимум потому, что не решает проблему бездомных животных и создает проблему общественных протестов.
Бродячие собаки на улицах Цхинвала
© Sputnik / Диана Козаева
Некоторые сторонники отстрела вообще утверждают, что судьбу бездомных собак должен решать другой закон - не "Об ответственном отношении к животным", а "О животном мире": в таком случае бродячие собаки попадали бы в категорию диких городских животных и подлежали бы немедленному отстрелу на месте.
Южная Осетия: правила
В Южной Осетии действует постановление правительства от 2006 года "О мероприятиях по борьбе с бешенством", которое, в свою очередь, утверждает "Правила содержания собак, кошек и хищных животных в населенных пунктах".
Согласно этим правилам, любые собаки, кошки и хищные животные, у которых есть хозяева, должны быть зарегистрированы этими владельцами в течение пяти дней после того, как животное "привели в дом". На зарегистрированных животных выдаются удостоверения и специальные жетоны, которые должны крепиться на ошейник.
Однако теми же правилами устанавливается, что любая собака, какой бы породы она ни была, должна выгуливаться исключительно в присутствии хозяина. Собака, находящаяся на улице без хозяина, даже если она в ошейнике, с жетоном и в наморднике, считается бродячей.
Таким образом, собаки должны выгуливаться только в наморднике и на поводке, обязательно в присутствии хозяина. Бродячие собаки, согласно правилам содержания, подлежат отлову или отстрелу. При этом явно породистые псы должны отлавливаться и содержаться отдельно в течение пяти дней, что дает владельцам время найти своих питомцев.
Южная Осетия: практика
Отстрелом занимается постоянная бригада - в случае Цхинвала она состоит из одного человека, у которого заключен ежегодно обновляемый контракт с ГУП "Управление благоустройства".
Отдельная бригада Благоустройства занимается убором умерщвленных животных с улиц города - по словам сотрудника бригады, уборка производится в течение максимум 15 минут.
Отстрел проводится практически ежедневно, как правило, в утренние часы, и, по словам единственного члена бригады, реальное количество умерщвленных собак - гораздо больше того, что видят жители города. Бывают и экстренные случаи, когда приезжать на вызов приходится к явно агрессивной собаке. В таких случаях действуют по ситуации, и стрелять порой приходится средь бела дня - однако сотрудники стараются перекрыть участок, на котором находится пес.
Бездомные собаки в Южной Осетии
© Sputnik / Ревмира Алборова
Помимо отстрела бродячих псов, сбившихся в крупные стаи, порой приходится ездить "по вызовам" - когда поступают жалобы на конкретных собак. Часто такие жалобы приходят на четвероногих, у которых есть владельцы. Тогда сначала делается предупреждение владельцу о том, что собака не должна быть на улице одна - тем более, если уже были случаи укусов. Собаку, по словам члена бригады, отстреливают лишь в том случае, если жалобы на нее продолжаются.
Кроме того, немало случаев, когда отстрельщика вызывают сами хозяева.
"Я занимаюсь отстрелом десять лет, самую черную работу делаю в этом городе. Но цель моей работы - не перестрелять всех собак, а снизить количество укусов. И как раз статистика показывает, что именно количество укусов не снижается - потому что кусают в основном домашние собаки на самовыгуле, иногда даже при хозяине, или дворовые собаки, за которыми вроде как приглядывают соседи", - говорит он.
По словам члена бригады, необходимость в отстреле свелась бы к нулю, если бы владельцы следили за своими питомцами: отпуская на самовыгул нестерилизованных самцов, хозяева гарантируют рост популяции бродячих собак; а щенят, которых рожают их нестерилизованные самки, не пытаются пристроить в добрые руки, а просто выкидывают на улицу.
Возможности где-то держать породистых псов на срок, достаточный для того, чтобы их отыскали владельцы, в Южной Осетии сейчас нет: не действует ни одного приюта. По словам члена отстрельной бригады, таких явно породистых или порой явно домашних собак он старается не трогать некоторое время: иногда за этот период собаку находит владелец. Иногда ему даже поступают звонки с просьбами помочь отыскать сбежавшего пса.
Если же хозяева не появляются и пес продолжает бродить по улицам, судьба его незавидна.