Элина Габараева, Sputnik
В Южной Осетии все больше начинающих дизайнеров и мастеров шитья стремятся пройти путь профессионального развития в fashion-индустрии. Креатив и амбиции этих молодых талантов позволяют им увлечься миром дизайна и созданием собственных линеек и даже коллекций.
Эксперты отмечают, что успех в мире дизайна требует от начинающих специалистов терпения, усердия и жажды постоянного совершенствования.
Этнический кэжуал и экоткани
О том, как достичь успеха в этой индустрии Sputnik рассказала молодой дизайнер Леся Ковалева. Девушка в этой сфере уже более 12 лет, она училась в Москве, в Госуниверситете дизайна и технологий, там же и начала работать по профессии.
"Помимо профессионального образования я много училась у разных мастеров в процессе работы, как говорится. Я считаю, что в нашем деле большую роль играет самообразование, чем официальное образование", - считает мастер.
Леся отметила, что дизайнер - это человек, который должен работать в команде.
"У дизайнера должны быть в команде технолог, конструктор и швея, а также цех. У нас в Южной Осетии нет специалистов, чтобы создать сильную команду. И если говорить о проблемах, то для создания команды нужны знания: как это все правильно запустить, чтобы можно было себя назвать дизайнером. Поэтому сегодня я могу себя назвать больше портным, чем дизайнером", - сказала она.
Леся создаёт вещи в национальном стиле, а также ведёт курсы - помогает новичкам обучиться основам ремесла.
"Мое направление в работе – этнический кэжуал-стиль, то есть повседневная одежда с этническим характером. Целевая аудитория у нас 25 – 35 лет, и дети. Моя работа больше направлена на работу с рубашками (ирон хадон) для детей, мужчин, женщин. Для женщин шью и платья. Так как занимаюсь созданием национальной одежды, ткани выбираю "эко" - хлопок и лен, но с синтетикой тоже работаю", - сказала дизайнер.
Ковалева отмечает, что в будущем хотела бы создать несколько мастхэвных моделей, и повторять их в различных тканях и цветах.
"У каждого сезона есть свои цвета, есть какой-то свой крой, и модели надо обновлять не масштабно, а определенными деталями кроя", - сказала она.
В шоу-руме молодого дизайнера Леси Ковалевой
© Sputnik / Наталья Айриян
От игрушек до бренда будущего
Начинающие дизайнеры и мастера шитья стремятся к самовыражению и раскрытию потенциала через создание уникальных предметов одежды, отражающих их индивидуальность.
Алана Цахилова начала заниматься шитьем еще в 2016 году - все началось с создания игрушек, которые подвешивают на детские кроватки. Далее небольшое уже хобби переросло в нечто большее и она решила освоить профессию на профессиональном уровне.
"Я пошла учиться в Цхинвальский многопрофильный колледж, в то время там преподавал Вадим Бесаев - мастер своего дела и просто прекрасный человек. До этого он работал в драматическом театре имени Вахтангова во Владикавказе художником по костюмам, создавал различные костюмы для артистов. Он обучил нас основам портновского дела, ну а дальше, когда человеку интересна профессия, то ему ничего не мешает учиться самому. Я очень много информации черпаю непосредственно из интернета. Благо в наше время есть множество мастер-классов и уроков. Главное - работать над собой", - сказала она.
По мнению Аланы, каждый кто шьет, хоть раз в жизни задумывается о создании своего бренда одежды.
"Первая моя самостоятельная вещь, которую сшила уже в своей мастерской, - это мужской спортивный костюм. В том году, на Новый год я отшила 19 костюмов, и все они были в подарок. Там были и детские костюмы. Пока что, моя основная цель - не заработок, а то, чтобы вещи, которые я шью, были безупречны", - говорит девушка.
На заказ Алана шьет редко, так как свое свободное время предпочитает уделять разработке своей линии одежды.
"На сегодняшний день к моей целевой аудитории можно отнести всех, без исключения. Заказы принимаю как на мужские и женские вещи, так и на детские. Но с выпуском уже своей линии, естественно, будут некоторые ограничения", - говорит мастер.
Работы южноосетинских дизайнеров
© Из личного архива
Она отмечает, что в Цхинвале дизайнер встречается со многими проблемами: не всегда можно найти ткани или фурнитуру.
"Бывает и такое, что просто за нитками мне приходится выезжать в Северную Осетию. Такая же беда и с тканями, чаще всего я заказываю их из других городов. Трудности возникают на каждом этапе развития. Это и оборудование, время, вложения, логистика, поиск сотрудников", - говорит она.
По словам Цахиловой, массовый уход зарубежных брендов одежды с российского рынка для многих дизайнеров стал мощным толчком для развития. Будущее своего бренда она видит в словосочетании "бренд будущего".
Актуальные модели для повседневной носки
За последние пару лет все актуальнее становятся полурасслабленные образы, граничащие со спорт-шиком. Такие костюмы можно надевать не только на тренировки, они еще прекрасно подходят для повседневной носки. Эту нишу облюбовали молодые дизайнеры из Цхинвала, которые решили выпускать стильную и удобную одежду, используя натуральные материалы.
"Над созданием бренда трудимся вчетвером, каждая из нас привносит свои идеи, свое видение в процесс. Идея создать свой бренд одежды вынашивалась нами по отдельности давно, и в один прекрасный день звезды сошлись. За разговорами пришла идея создания собственного бренда одежды, которую нам хотелось бы носить самим - одежда для комфорта и при этом, которая бы была актуальной, стильной", - говорит одна из идейных вдохновителей бренда одежды Татьяна Кочиева.
Работы южноосетинских дизайнеров
© Из личного архива
Девушки собрали достаточно профессиональную команду, обучались профессии дизайнера в Москве и в Санкт-Петербурге.
"В целом наш стиль можно назвать кэжуал: мы создаем одежду на каждый день, которую ты можешь схватить быстро из шкафа, надеть и быть уверенной, что тебе будет комфортно целый день. К выбору тканей мы подходим очень тщательно, для нас это один из самых важных процессов в работе. Важное требование к составу тканей, чтобы они были без синтетических волокон. У нас много изделий из футера, льна, хлопка", - говорит она.
У бренда достаточно сильный разброс целевой аудитории по возрасту. Девушки признаются, что охарактеризовать своего клиента они могут, как "девушка, которая ценит свое время, следит за трендами, любит выделяться".
"Что касается учителей, конечно, многому научили нас наши педагоги в университетах, но самый главный учитель - жизнь, природа и, конечно же, насмотренность. А еще, все мы разные, и каждая из нас черпает вдохновение и знания по-своему, наверно в этом и есть уникальность нашего бренда - мы дополняем друг друга", - говорит дизайнер.
Бренд панирует расширить ассортимент, дизайнеры трудятся сейчас над летней коллекцией из льна.
Молодые мастера свои идеи реализуют сами, но в планах значится выход на фабричное производство, когда пошив некоторых моделей можно делегировать "конвейеру" для большей продуктивности бренда.
Мнение профессионала
Известный в Южной Осетии молодой дизайнер Хох Бекоев много лет в профессии. Он регулярно участвует в модных показах, представляя коллекции на разных подиумах. Он рассказал Sputnik о том, нужно ли профессиональное образование дизайнеру, о состоянии дел в модной индустрии республики, а также дал советы начинающим мастерам.
"Самое главное в профессии - любовь. Человек должен любить профессию и развиваться в ней с этой точки зрения. Что касается образования, то желательно, чтобы оно было. Есть очень много дизайнеров без образования, я сам лично без образования, великий Кристиан Диор был без образования. В целом, профессиональные навыки, больше нужны портным, для умения хорошо и грамотно шить. Дизайнер больше проецирует свое какое-то внутреннее представление мира, а не то, что можно там почитать в книгах", - говорит Хох.
По его словам, модной индустрии в Южной Осетии нет, в России она тоже вот-вот зарождается, она там не настолько развита, как, допустим, в Париже или Милане.
"Я думаю, что будущее есть у всех и у всего, но над этим будущим нужно работать. Для того, чтобы в Южной Осетии хотя бы появились зачатки или первые всходы модной индустрии, нужно, чтобы у нас было несколько дизайнеров, которые продают свою одежду, которые показываются на российских или мировых подиумах. Ведь модная индустрия - это не только о красоте, таланте и полете фантазии, модная индустрия – в первую очередь о продажах, когда люди покупают то, что ты создаешь", - считает Бекоев.
Молодым дизайнерам Хох пожелал продолжать работать, никогда не останавливаться на достигнутом, всегда расти, развиваться и стремиться идти вперед.