Один из ключевых показателей экономического благосостояния государства - уровень безработицы, соотношение безработных его граждан к числу трудоспособных. В октябре прошлого года указом президента Южной Осетии было создано министерство труда и социального развития, которому, среди прочего, были переданы вопросы занятости и безработицы, ранее входившие в полномочия Минздрава.
Организационные вопросы
На сегодняшний день вышеупомянутый указ президента остается единственным документом, регулирующим деятельность нового министерства в области безработицы.
"На данный момент у нас большой фронт работы. Порядка 90% нормативной базы Минтруда требует разработки. Но это сфера права, и эти вопросы вполне решаемы, планируем подготовить основные нормативные документы в течение года. Ключевые проблемы сейчас - это организационные вопросы, касающиеся размещения и укомплектования министерства", - говорит министр труда и социального развития Олег Гаглоев.
Работа над юридической стороной вопроса и правда предстоит масштабная. Достаточно обратиться к примеру Российской Федерации - там действует Федеральный закон о занятости населения, который регулирует и полномочия, и обязанности органов государственной власти в этой области, и работу государственной службы занятости, и государственные меры поддержки, и даже функционирование единого цифрового портала. Все это говорит о том, что вопрос безработицы гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд, и решение его требует комплексного подхода.
Число безработных
Обычно работа над проблемой безработицы начинается с определения числа безработных и их процентного отношения к трудоспособному населению. Однако уже на этом этапе возникают проблемы:
"Некоторые граждане обращались в Минздравсоцразвития по вопросу безработицы. Им были выданы справки, а также учитывали их как безработных. Однако это, конечно, нельзя считать реестром безработных в традиционном понимании", - объясняет Гаглоев.
Причина такой ситуации в том, что ни прежде, ни сегодня в Южной Осетии нет никаких государственных льгот для безработных - а значит, они не видят смысла вставать на учет. Другая проблема - то, что, по сути, работники минздрава "фактически никак не могли узнать, есть ли где-то вакансия, и предложить человеку работу", - добавляет Гаглоев, говоря о нюансах работы с проблемой безработицы.
Кроме того, по словам министра, условный центр занятости - которого на сегодняшний день в республике не существует - в лучшем случае может только сообщить о существовании вакансии. Однако трудоустроить безработного на какую-то должность он не может - такие полномочия есть только у руководителя организации или предприятия.
"Безработица - это актуальная проблема, с которой надо бороться. Но надо понимать, что реальные масштабы безработицы пока находятся в тени, до тех пор, пока государство не начнет вести учет безработных и выплачивать им пособия," - подчеркивает министр.
Государственная служба
Отдельный вопрос - государственная служба, для поступления на которую необходимо сдавать экзамен. Вообще тема вакансий на госслужбе в Южной Осетии давно привлекает внимание населения, а проблема совместительства, когда один человек работает на полутора или даже двух ставках на государственной службе является одной из наиболее острых в сфере занятости населения.
Закон о государственной гражданской службе Республики Южная Осетия был принят в 2020 году; согласно этому документу, "дробление" штатов на госслужбе вообще невозможно, а совмещать две полные должности - недопустимо. Несмотря на принятый закон, совместителей государственной службы с другими вакансиями остается достаточно. В обществе распространено мнение, что для решения проблемы безработицы и создания необходимого количества рабочих мест достаточно "разогнать" совместителей и отдать их рабочие места безработным.
По словам министра труда, в ведомстве идет работа над созданием общего реестра госслужащих, и, возможно, когда он будет готов, министерство опубликует полный список совместителей. Однако само по себе сокращение этих совместителей не решит проблему существенного уровня безработицы.
"На сегодняшний день у нас порядка 1778 штатов госслужбы. Конечно, для всех соискателей мест не хватит, и оптимизация проблему не решит. Вместе с тем зачастую наблюдается нехватка профильных специалистов, и сокращение штатов таких специалистов ещё больше усугубит ситуацию," - объясняет Гаглоев.
Нехватка специалистов
Востребованных профессий, специалистов которых не хватает в республике, немало; самый красноречивый пример - бухгалтера: практически все специалисты совмещают несколько вакансий. Такая же ситуация - с работниками сферы IT, которые в республике и вовсе наперечет. Свободный штат сам по себе не создаст свободного профессионала, напоминает министр.
Вообще в республике наблюдается удивительный "перекос" в сфере занятости: с одной стороны, критически высокий уровень безработицы (что понятно даже без конкретной статистики), а с другой - острая нехватка специалистов в сферах, в которых присутствует большое количество безработных. Например, в Южной Осетии много безработных с дипломами экономистов или юристов - и именно этих специалистов практически всегда не хватает руководителям.
Один из возможных способов решения проблемы - создание единой базы специалистов, востребованных в республике, на основе которой будут выбираться квоты на обучение в вузах России. Работать над этим вопросом необходимо будет в сотрудничестве с министерством образования.
Негосударственные вакансии
По словам министра, единый банк данных сотрудников госорганов и государственных бюджетных учреждений (ГБУ – это школы, университет, ГУПы и прочее) позволит выявить совместителей и определить, где есть вакансии, которые не заполняются из кадрового резерва - а значит, на их заполнение можно проводить конкурс. Однако в сфере частного предпринимательства такой банк данных, причем постоянно обновляемый, создать будет сложнее - во многом потому, что "частники" привыкли меньше полагаться на институциональные комплексы, предпочитая по возможности решать какие-то вопросы – включая наем сотрудников или поиск работы - самостоятельно.
Статистика по занятости населения Южной Осетии
При этом министерство не планирует создавать Центр занятости, Биржу труда или какое-либо еще подобное структурное предприятие; заниматься данными вопросами будет непосредственно Минтруд. Планируется не только информационная поддержка (в виде предоставления в открытом доступе информации о свободных вакансиях и создания единого портала с данными о вакансиях на госслужбе), но и, в первую очередь, организация выплат по безработице, проведение дней вакансий, организация - совместно с ЮОГУ и российскими университетами - образовательных курсов и курсов повышения квалификации...
Однако все эти проекты пока остаются на уровне планов, поскольку без финансового обеспечения претворить их в жизнь не представляется возможным.
"В идеале рынок труда должен сам подстраиваться под имеющиеся вакансии, однако, учитывая наши особенности, у нас зачастую бывает наоборот. Так что задача государства в нашем случае - подстраиваться, обеспечивая потребности нашего населения. И, если у населения есть потребность в развитии определенной отрасли, то надо над этим работать", - говорит Гаглоев.
При этом в силу своей специфики министерство труда не может создавать рабочие места - это относится к комитету промышленности и министерству экономического развития; Минтруд же обеспечит созданные рабочие места рабочей силой.