Олег Джагаев, Sputnik
В этом году состоятся очередные выборы в парламент Южной Осетии. Политические партии РЮО вновь постараются преодолеть семипроцентный избирательный порог, чтобы иметь своих представителей в главном закоргане республики. Споры о необходимости изменения проходного барьера в парламент вспыхивают в республике практически так же часто, как проходят и сами выборы. В преддверии парламентских выборов 2024 года корреспондент Sputnik разбирался, каков проходной барьер в парламент Южной Осетии, как он влияет на распределение мест в закоргане и стоит ли его понижать.
Каков проходной барьер в парламент республики
Процентный барьер, также известный как избирательный порог – это минимальное количество голосов избирателей в процентах, которое политическая партия должна набрать, чтобы пройти в парламент и участвовать в распределении мандатов.
Основной целью этого правила, которое действует в пропорциональной избирательной системе, является недопущение фрагментации парламента и обеспечение стабильного большинства. То есть, проходной барьер не позволяет, чтобы в парламент проходило большое количество партий, так как это приводит к потере эффективности закоргана ввиду отсутствия в нем консенсуса при принятии решений.
Как менялся процентный барьер в Южной Осетии
Избирательный порог на выборах в Южной Осетии появился в 1999 году. 12 мая того года состоялись выборы в парламент третьего созыва, на которых партиям нужно было набрать минимум 5% от общего числа голосов, чтобы иметь возможность сформировать парламентскую фракцию. Тогда это смогли сделать только две партии – Компартия РЮО и "Фыдыбаста".
На парламентских выборах 2009 года процентный барьер повысился до 7%. Преодолеть этот барьер смогли партии "Единство", "Народная партия", а также Компартия РЮО.
Парламентские выборы 2024
С тех пор проходной барьер в парламент Южной Осетии не менялся, в настоящее время он по-прежнему составляет 7%.
Как процентный барьер влияет на распределение мест в парламенте
Как уже было отмечено, избирательный порог представляет собой процент голосов, отданных за партию от общего числа голосов. На выборах в парламент Южной Осетии в 2019 году проголосовали 23 351 человек. Семипроцентный барьер смогли преодолеть пять партий – "Единая Осетия" (34,96% и 7778 избирателей), "Народная партия" (21,79% и 4849 избирателей), "Ныхас" (14,37% и 3198 избирателей), "Единство народа" (12,96% и 2883 избирателя) и Компартия (7,29% и 1622 избирателя). Не прошли в главный закорган республики партии "Фыдыбаста" (3,19% и 710 избирателя) и "Единство" (2,83% и 630 избирателя).
Как распределяются мандаты в парламенте после выборов
Распределение мандатов в парламенте после выборов происходит в соответствии с так называемым методом Хэйра—Нимейера, который был разработан в 1855 году британским адвокатом Томасом Хэйром. Суть этого метода заключается в том, что берется сумма голосов избирателей, поданных за все прошедшие в парламент партии и делится на общее число мандатов. Полученный результат является первым избирательным частным. Затем голоса избирателей, поданные за каждую прошедшую в парламент партию, делят на первое избирательное частное. Полученное число, а именно, его целая часть и определяет количество депутатских мандатов для каждой партии.
Оставшиеся мандаты распределяются между партиями, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. То есть сперва дополнительный мандат получает партия с наибольшим остатком, затем следующая за ней и т.д. до распределения всех оставшихся мест. Если дробные части у нескольких партий равны, то преимущество получит та, за которую проголосовало больше всего избирателей.
На парламентских выборах в Южной Осетии в 2019 году за пять партий, прошедших в закорган, проголосовало 20 330 избирателей. Это число делится на количество мандатов по общенациональному округу, то есть, 17. Значение первого избирательного частного составляет 1195. Затем берется количество голосов, отданных за партию, к примеру, "Народную партию". За эту партию проголосовало 4849 избирателей, поэтому число делится на 1195 и получается 4,05. В соответствии с этим, по результатам этих выборов "Народная партия" получила четыре места в парламенте республики.
Таким образом, если допустить, что на парламентских выборах 2024 года примет участие примерно такое же количество избирателей, как на выборах 2019 года, то есть около 23-24 тысяч человек, то для прохождения в парламент РЮО партии нужно будет набрать около 1600 голосов, что позволит ей иметь в закоргане республики один мандат. Таким образом, получается, что за каждым депутатом прошедшим в парламент по партийным спискам, в среднем стоит около 1200 избирателей, а не 1600. Поэтому вопрос о снижении процентного барьера не безоснователен.
Ситуация в других странах
Проходной барьер действует не только в Южной Осетии. Это правило успешно применяется в большинстве стран мира, где существует пропорциональная или смешанная избирательная системы.
К примеру, в России и Армении предусмотрен порог в 5%, на Украине – 4%, в Грузии и Казахстане – 7%. Наименьший избирательный порог установлен в Израиле, его величина составляет всего 1%.
Нужно ли менять проходной барьер в Южной Осетии
Вопрос, нужно ли менять избирательный порог обсуждается среди депутатов достаточно часто. Часть из них выступает за ужесточение этого правила, считая, что это позволит создать парламентское большинство и тем самым иметь большее влияние на политические процессы в республике. Другая часть, наоборот, отмечает, что избирательный порог нужно снизить до 5% или даже до 3%, отмечая, что сейчас часть проголосовавших избирателей не получают своего представительства в парламенте, потому что их партии не могут набрать 7% на выборах.
Если исходить из количества избирателей на последних парламентских выборах, то в случае снижения барьера до 5% партии необходимо набрать около 1168 голосов, а при 3% - всего лишь около 700 голосов.
Если исходить из количества избирателей на последних парламентских выборах, то в случае снижения барьера до 5% партии необходимо набрать около 1168 голосов, а при 3% - всего лишь около 700 голосов.
Учитывая размеры Южной Осетии, некоторые эксперты придерживаются мнения, что наиболее оптимальным вариантом является возвращение к пятипроцентному проходному барьеру, который действовал в РЮО до 2009 года. Порог такой величины позволит, с одной стороны, не допустить излишней фрагментации парламента и, с другой стороны, приведет к тому, что в закоргане республики будут представлены интересы большего числа избирателей.