В Национальном музее Владикавказа открылась персональная выставка фотографий Амирана Алборова – фотографа и режиссера, известного в Осетии по документальному фильму "Хип-хоп Осетия" и фотопроекту "Наследие", посвященному объектам исторического и культурного наследия РСО-Алания.
Фотопроект "SARDYMIDAG" – это портреты осетин, которые, по словам автора, "достигли высот в своей карьере", а также "перспективной и талантливой молодежи, которая нуждается в представлении". Героями фотопроекта стали: Светлана Адырхаева, Владимир Соскиев, Заурбек Сидаков, Людмила Караева, Николай Ходов, Дзамболат Тедеев, Инал Тасоев, Георгий Джиоев (Гио Пика), Ацамаз Макоев, Магрез Келехсаев, Владимир Бирагов, Николай Кабоев, Алан Калманов, Заур Айларов, Алан Саламов, Диана Авсарагова, Игорь Гамаонов, Тимур Андиев, Махар Хасиев, Казбек Кудзиев, Чермен Качмазов и Хетаг Хугаев.
Корреспондент Sputnik Анна Кабисова побывала на открытии выставки и поговорила с Амираном Алборовым.
- Амиран, поздравляю с открытием. Прекрасные работы. На выставке мы видим совмещение постановочных портретов с репортажными, почему вы выбрали такой подход?
- Изначально я хотел снимать все в репортажном формате, но в процессе работы понял, что не с каждым героем смогу провести достаточное количество времени, чтобы сделать хорошие снимки, как это было с Гио Пика, – мы провели вместе четыре дня и я отснял объемный материал. А, например, на то, чтобы сделать фотографию Владимира Соскиева, у меня было всего двадцать минут. В такой ситуации спасает постановка.
Персональная выставка фотографий Амирана Алборова
© Анна Кабисова
- Как вы выбирали героев проекта?
- Идея заключается в том, чтобы в одном проекте совместить молодежь и старшее поколение. Я столкнулся с тем, что молодые медийные ребята не знают представителей старшего поколения, которые заслуживают внимания и известности. В наше время медийное пространство освоено в основном молодежью, а известные люди старшего поколения, например, Владимир Соскиев или Магрез Келехсаев, не ведут социальные сети или не развивают их. Поэтому моей целью было "столкнуть" молодое поколение и старшее, чтобы они узнали друг о друге.
- Все фотографии на выставке черно-белые. Это дань фотографу, которым вы вдохновлялись?
- Мы знаем, что фотохроника – это всегда черно-белый цвет, и мне хотелось заложить в проект этот подтекст. И да – Гарри Бенсон снимал в основном в ч/б.
- Что вам проще дается: постановка или репортаж?
- На самом деле репортаж снимать сложнее, но иногда и с постановкой возникают сложности, когда герой бывает скован, не может раскрыться. В репортаже такой герой бывает самим собой. Но в целом все зависит от ситуации и человека.
- У вас бывает такое, что портрет никак не получается, сколько не бейся?
- Да. Но исключительно из-за отсутствия достаточного количества времени. С другой стороны, на съемку Владимира Соскиева у меня было всего двадцать минут, но он так расположил к себе, что все быстро получилось.
Персональная выставка фотографий Амирана Алборова
© Анна Кабисова
- Как вы впервые поняли, что вам интересно искусство фотографии?
- Я учился в 11-м классе, увлекался футболом, получил травму и понял, что со спортом мне придется "завязать". Как-то с мамой мы пошли в "Арктику" (магазин бытовой техники – ред.), я подошел к витрине с зеркальными фотоаппаратами и обратил внимание на "Canon600D". Вижу цену и понимаю, что это очень дорого. Мама заметила мой интерес и сказала только: "Крутой фотоаппарат". И буквально через неделю мама подарила мне его на день рождения. Я просто опешил. Дома я брал фотоаппарат и снимал на подоконнике муравьев и солдатиков. Это мои первые модели (улыбается – ред.).
- Вы столкнулись с проблемой отсутствия возможности учиться фотографии в Осетии?
- Да. Один раз я сходил на местные курсы, но ничего нового не узнал. Конечно, в этом смысле Владикавказ далек от Москвы. Но еще я понял, что куда бы ты не пошел учиться, надо всегда держаться за свое видение. А с другой стороны, чтобы нарушать правила, их нужно знать.
- А кто вам интересен из местных фотографов?
- Мне нравится творчество Заура Тедеева, но больше как художника-иллюстратора.
Персональная выставка фотографий Амирана Алборова
© Анна Кабисова
- А если расширить географию?
- Только Америка и Европа. Из российских авторов никто не вдохновляет, кроме некоторых советских фотографов. Мне нравится то, как снимал оператор Георгий Рерберг, который работал с Тарковским. Считаю, что успех его фильмов заслужен во многом благодаря тому, как снимал Георгий Рерберг.
- Какие у вас еще источники вдохновения, помимо кинематографа?
- Мы плотно занимаемся кино. Сняли документальный фильм "Хип-хоп Осетия", который вышел на всероссийский масштаб и выиграл "Тэфи". Сейчас работаем над документальным фильмом о Хаджи-Умаре Мамсурове. Я задействован в качестве второго режиссера. Поэтому сейчас я режиссурой занимаюсь даже больше, чем фотографией.
Фотовыставка “SARDYMIDAG” продлится в Национальном музее Владикавказа до 15 января 2024 года.