Обычно ребенок делает свой первый шажок в возрасте от девяти до двенадцати месяцев. К полутора годам малыш и вовсе способен передвигаться без поддержки родителей. У нас в Цхинвале многие дети учатся ходить самостоятельно только к концу старших классов, а то и позже.
Каждое утро, кроме воскресного, примерно в 8.45 – 8.55 перед всеми средними общеобразовательными школами столицы образуются автомобильные пробки. Концентрация машин перед учебными заведениями может удивить и даже шокировать любого, кто торопится на работу в ранний час, лавируя по узким цхинвальским улицам. Это время, пожалуй, самое напряженное и для постовых сотрудников ГИБДД, несущих ответственность за безопасность дорожного движения. Взмахов рук и жезлов не всегда достаточно для того, чтобы упорядочить автомобильный коллапс.
В чем же причина утренней суеты в совсем несуетливом городе? Ответ прост – родители возят детей в школу!
Если вы когда-нибудь бывали в столице нашей республики, то знаете, что от края до края здесь можно пройти за 40 – 50 минут, и почти все дороги тут заасфальтированы. То есть все в шаговой доступности, в том числе и школы. Тем не менее современные мамы и папы осознанно взяли на себя роли частных водителей для дочерей и сыновей.
А помните, как было раньше? Мы, дети, собирались по утрам в условленном месте, ждали опаздывающих, а уже потом, веселой гурьбой, шли в школу. Дорога занимала минут 15 – 20. За это время мы успевали делиться с однокашниками пережитыми за прошлый вечер впечатлениями, тревогами перед контрольной, мнениями о строгих учителях или муками душевной тоски по самому харизматичному мальчику в школе. Мы коммуницировали друг с другом, учились дружить и не дружить.
Сейчас дети другие. В большинстве случаев их утро начинается по алгоритму: "Проснулся – умылся – оделся – поел – сел в машину – приехал в школу". Это оправдано и понятно, если жить в новых столичных районах, например, в Северном или Солнечном. Они, не имеющие пока должной инфраструктуры, расположены на значительном удалении от центра города. Однако наши родители возят детей в школу, даже если идти до нее всего 10 – 15 минут. Такая вот привычная цхинвальская обыденность, обусловленная беззаветной любовью к своим чадам.
А что будет, если разрешить ребенку ходить пешком? Во-первых, он начнет контактировать с ровесниками. Ведь не секрет, что даже на переменках общение сводится к минимуму, потому что все "сидят в телефонах". А тут весомый повод для социализации – дойти до школы. Во-вторых, дорожные заторы и аварийные ситуации станут возникать гораздо реже.
Современные цхинвальские дети всегда куда-то спешат. Они стремятся всему научиться, все увидеть и попробовать. В круговороте важных детских дел просто не обойтись без автомобиля. Так, очевидно, думают по утрам многие цхинвальцы, вставляя ключ в замок зажигания.