Ровно сто лет назад был образован Верховный суд Юго-Осетинской автономной области. Председатель Верховного суда Южной Осетии Виталий Джиоев рассказал в интервью Sputnik о том, как происходило его становление, как реформы сказались на судебной системе и верит ли народ республики суду.
– Виталий Виссарионович, Верховный суд Южной Осетии отмечает вековой юбилей. Расскажите об истории его становления?
– В ноябре 1923 года на основании постановления Центрального исполнительного комитета Юго-Осетии был учрежден Верховный суд Юго-Осетии. Занимался Верховный суд Юго-Осетии рассмотрением гражданских и уголовных дел, а также осуществлял контроль над народными судами, которые были расположены на территории области.
В 1992 году именно этот судебный орган в результате проведения референдума за независимость и принятии акта о независимости Республики Южная Осетия был преобразован в Верховный суд Республики Южная Осетия.
С тех далеких пор в стенах суда плодотворно трудилось не одно поколение компетентных специалистов, судей и руководителей, внесших достойный вклад в дело отправления правосудия.
— Какие бы вы выделили основные этапы построения модели правосудия в Южной Осетии?
– Формирование современной модели правосудия в Южной Осетии связано со становлением государственности Республики Южная Осетия, закреплением в первой Конституции от 2 ноября 1993 года, а затем и в действующей, принятой на референдуме 8 апреля 2001 года, принципа правового государства и перехода на демократические начала.
Основной закон определил начало создания самостоятельной и независимой системы органов судебной власти. Верховный суд стал высшим судебным органом по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел, а Высший арбитражный суд – по рассмотрению экономических споров.
Председатель Верховного суда Южной Осетии Виталий Джиоев
© Sputnik / Михаил Авагимов
– Сегодня повод поговорить не только о деятельности Верховного суда, но и ситуации во всей судебной системе, о реформах, о которых много говорилось несколько лет назад. Какие наиболее значимые системные преобразования ее затронули? К чему будет стремиться судебная система?
– Вслед за судебной реформой в Российской Федерации, в результате которой произошло слияние двух высших судов (Верховного суда и Высшего арбитражного суда) в единый судебный орган, законодательный орган Южной Осетии, стремясь к унификации югоосетинского законодательства с российским, внес поправки в Конституцию республики, в соответствии с которыми Высший арбитражный суд был упразднен и образован Арбитражный суд как суд первой инстанции, а его полномочия в качестве суда кассационной и надзорной инстанции переданы Верховному суду.
На данный момент Верховный суд Южной Осетии осуществляет свою деятельность в соответствии с конституционным законом "О Верховном суде Республики Южная Осетия" и является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с конституционным законом "О судебной системе Республики Южная Осетия".
Что касается совершенствования судебной системы, то эта работа продолжается, и, в частности, подготовлена новая редакция законопроекта "О статусе судей в РЮО". Предлагаемым новшеством является, к примеру, расширение понятия дисциплинарной ответственности и увеличение видов дисциплинарных взысканий судей. В отличие от действующей редакции, предусматривающей из видов только предупреждение и досрочное прекращение полномочий судьи, законопроект предлагает помимо указанного предусмотреть такие виды взысканий, как замечание и понижение в квалификационном классе судьи, соответственно по определенным основаниям. Увеличены также основания прекращения полномочий судей.
Идет работа над внесением изменений в другие законы, регулирующие деятельность органов судебной власти, в том числе в конституционные законы "О Верховном суде РЮО", "О судебной системе РЮО", в закон "Об органах судейского сообщества РЮО".
Планируется совершенствование процессуального законодательства. В этой связи подготовлены проекты законов о действии ГПК РФ, УПК РФ и КАС РФ с учетом особенностей судоустройства Южной Осетии.
Судебная система Южной Осетии
– Какие проблемы, возникающие в судебной практике, являются сегодня наиболее важными и почему?
– Существование различного рода проблем – явление нормальное, так как в любой отрасли без работы на преодоление препятствий не бывает развития.
В настоящее время судьи руководствуются преимущественно российскими кодексами. В этой связи у нас возникают проблемы в правоприменении. В Российских кодексах расписаны полномочия всех инстанций. В нашей судебной системе не существует апелляционной инстанции, поэтому возникают определенные трудности. Стараемся выходить из этой ситуации, применяя постановления законодательного органа, приостанавливающие действие некоторых глав российских процессуальных кодексов на нашей территории. Вместе с тем, разрабатывать и принимать собственные кодексы полагаю важнейшей задачей. И Верховный суд, как правоприменитель, готов к содействию в этой работе.
— Можно ли говорить, что судебные ошибки сведены к минимуму? Как часто обжалуются судебные решения?
— Верно. Граждане все чаще обращаются к суду за защитой. При этом из рассмотренных за 2023 год дел различной категории в вышестоящую инстанцию подаются жалобы всего на около 20 процентов решений. Мне кажется, это говорит и о доверии к суду. Мы анализируем также все поступившие к нам обращения, проводим по ним проверку и в случае их обоснованности принимаем соответствующие меры. Стараемся от судей всех уровней добиться понимания того, что доверие начинается внизу, даже с того, как встретят человека, выслушают, разъяснят и так далее. Мы ориентируем судей на то, чтобы правосудие было более понятным людям, справедливым, разумным, скорым, взвешенным. Только суд, пользующийся доверием граждан, сможет обеспечить в обществе атмосферу нетерпимости к любым преступлениям и другим правонарушениям, сформировать убежденность в неотвратимости и справедливости наказания виновных и не допустить наказания невиновных.
Судьи — исполнители законов и обязаны работать в пределах установленных санкций. Но бывает, что к судебным ошибкам приводят противоречивость и сложность действующего законодательства, трудности при установлении обстоятельств по делу и др. Загруженность судьи, как следствие, приводит к нарушению сроков рассмотрения дел. Такие нарушения имеются, но ситуация выправляется. Могу сказать, что к фактам волокиты и затягивания сроков рассмотрения дел у нас принципиальное отношение. Надеюсь, что и качество рассмотрения дел станет лучше.
– Как вы считаете, каков уровень доверия граждан к суду? И если говорить о качестве правосудия, чем оно измеряется?
– Судья – это ключевая фигура в судебной системе. Более того, зная, как трудно зачастую судье противостоять давлению общественных страстей при полном осознании всей полноты собственной ответственности, при этом не переходить грань, очерченную законом, мы, я имею в виду гражданское общество – должны транслировать, как минимум, уважительное отношение к судье, как представителю профессии, призванной способствовать защите наших прав и свобод. Прежде всего, помнить о кодексе судейской этики, проявляя корректность и сдержанность. Даже в тех случаях, когда эмоции бьют через край, нужно помнить о том, что мы не просто работаем, мы – служители правосудия, мы служим закону. И это ощущение должно быть внутренней непоколебимой нормой поведения во всех сферах, в том числе и тогда, когда публикуется информация, в какой-то степени умаляющей авторитет суда и судейского корпуса. Ведь публикуемое – особенно в социальных сетях – мнение зачастую бывает пристрастным, увлекающимся, некорректным, не всегда достоверным. А проявление неуважения к суду – первый шаг к давлению на него, что недопустимо.
Качество правосудия измеряется эффективностью работы отдельных судов и всей судебной системы в целом. Эффективность правосудия вижу в рассмотрении и разрешении конкретных судебных дел с вынесением по ним законных, обоснованных и справедливых постановлений. Только в таком случае будет обеспечено достижение социально значимых целей судопроизводства.
— Кадровые проблемы в республике есть везде, практически во всех ведомствах. Какова ситуация с судейскими кадрами?
– Отбор профессиональных юристов, которые потенциально могут влиться в ряды судейского корпуса, не был простой задачей ни в какие времена – ни в советский, ни в постсоветский период. Это очень непростая задача по нескольким причинам. Для того чтобы стать судьей, необходимы не только хорошая профессиональная юридическая подготовка, но и наличие очень многих личностных человеческих качеств, которые позволяют эффективно разрешать спорные и конфликтные ситуации.
– Как обстоят дела со взаимодействием с коллегами из других стран?
– Верховный суд заинтересован в налаживании международных связей с органами судебной власти других стран в целях совершенствования правосудия при соблюдении национально-государственной правовой заинтересованности. На данный момент установлены дружественные и деловые связи и развивается сотрудничество с высшими судебными органами Республики Абхазия, ДНР, ЛНР и ПМР.
В сфере международных отношений также планируется участие в работе по разработке механизма реализации и установлении договорных отношений с Российской Федерацией, рядом других государств, которые предусматривают взаимное признание и исполнение судебных постановлений (решений) по семейным и гражданским делам, приговорам по уголовным делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением, спорам между хозяйствующими субъектами и спорам, разрешенным арбитражными судами.
– Как вы оцениваете результаты работы суда в уходящем году? Можно ли привести какую-либо статистику? Какие дела и материалы – гражданские, уголовные, арбитражные, об административных правонарушениях – преобладали в производстве Верховного суда?
– Подводить итоги за 2023 год на данный момент пока рано, поскольку их оценка будет производиться на основании статистических данных, подготавливаемых к началу следующего года.
Пока что могу сказать, что, как правило, в Верховном суде преобладало рассмотрение гражданских дел, в меньшем количестве рассматривались административные, уголовные и арбитражные дела.
Председатель Верховного суда Южной Осетии Виталий Джиоев
© Sputnik / Михаил Авагимов