В Национальном музее во Владикавказе открылась выставка известной московской художницы Люси Вороновой. Выставка, названная "Красный — Жизнь, синий — Небо, черный — Вечность", приурочена к 70-летию художницы и организована Северо-Кавказским филиалом ГМИИ им. Пушкина совместно с Фондом поддержки искусства Люси Вороновой.
Воронова - современный живописец, член Союза художников. Работает в жанрах портрета, натюрморта и пейзажа. Ее работы находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея современного искусства (Москва), Государственного центра современного искусства (Москва), Музея "Кирстен Ке" (Фроструп. Дания), "Колодзей арт фаундейшен"( Нью-Джерси, США), Русской галерее (Харбин, Китай), во многих других музеях и галереях России и за рубежом.
Куратор выставки Алина Федорович рассказала корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой о концепции выставки и творчестве Люси Вороновой.
Радостный период
Серия выставок, приуроченная к юбилею Люси Вороновой, организована Фондом поддержки искусства Люси Вороновой, основателем которого является Георгий Воронов – сын художницы. Юбилей будет в декабре, и мы воспользовались возможностью показать работы Люси во Владикавказе. В Осетии творчество художницы широкая публика не знает, так как здесь у нее выставок еще не было. Руководитель Северо-Кавказского филиала ГМИИ им. Пушкина Галина Тебиева, с которой мы сотрудничаем и сделали уже не один совместный проект, предложила нам организовать эту выставку. Зал Национального музея мы выбрали неслучайно, потому что здесь очень хорошая архитектура – предыдущая выставка "Встреча со священным" в рамках XV фестиваля современного искусства "Аланика" также проходила в этом зале.
Выставка известной московской художницы Люси Вороновой во Владикавказе
© Sputnik / Анна Кабисова
На выставке "Красный — Жизнь, синий — Небо, черный — Вечность", название которой дала фраза художника, сказанная ею в беседе с искусствоведом Виталием Пацюковым, когда она объясняла символизм своей палитры: "Красный — Жизнь, синий — Небо, черный — Вечность, охра — золото, много золота. Все так же, как в иконе, в народной культуре и искусстве классического авангарда", представлены работы Люси, созданные за последние пять лет, когда у нее начался ощутимый новый период, который она сама называет "радостным". Люся Воронова – удивительная фигура в художественном мире. Есть мало художников, которые о ней не знают, но сама Люся – такая самостоятельная единица, не примыкающая ни к каким течениям, группам и даже дружеским коллективам, потому что предпочитает уединенное творчество. И делает это непрерывно – она не может не работать. Отчасти поэтому Люся Воронова сама не приехала на открытие, так как считает, что лучше прибережет энергетические силы для дальнейшей работы.
Люся Воронова не может не работать
Характер работы Люси – это непрерывный разговор со зрителем. С ее монологом мы сталкиваемся через работы. Создавая экспозицию, мы хотели подчеркнуть природу ее творчества, показав серии с очень близкими друг другу картинами, которые отличаются незначительными изменениями. Это говорит о настойчивом, а иногда может даже показаться, навязчивом желании сказать о чем-то, усиливая эту мысль из картины в картину с минимальным отличием, напоминающим паттерны, которые действуют своим ритмом и множеством. Работы Люси не сообщают какую-то конкретную историю, но, на самом деле, это визуальный язык, который разбавляется ее реальными высказываниями. Мы не просто так поместили цитаты Люси, потому что она сама афористично и очень точно определяет природу своего творчества, отношение к искусству. Если почитать эти высказывания, то, в принципе, этого достаточно, чтобы понять отношение Люси к собственному творчеству. Еще в 90-х годах она написала: "Самая интересная страна – это моя мастерская. Из нее все видно". В 90-е годы открылись границы, многие стали путешествовать. У Люси много работ названо в честь экзотических городов, стран или островов. Я у нее спрашивала: "Вы были там, это впечатления от поездки?" А Люся отвечала, что нигде не была. Получается, что она действительно все видит из своей мастерской, а названия вдохновляют ее на дальнейшие визуальные фантазии.
Выставка известной московской художницы Люси Вороновой во Владикавказе
© Sputnik / Анна Кабисова
Непрерывная молитва
Работы Люси Вороновой можно сравнить с наивным искусством, искусством примитива – без сомнения, Люся использует эти приемы точно так же, как их использовали Матисс, Гоген, Пикассо, стараясь освободиться от того профессионализма, которого они достигли упорным трудом, но потом поняли, что их художественные цели нуждаются в некоем аскетизме, уменьшении приемов. И мы видим, что это совершенно осознанно и профессионально применено Люсей: она ограничивает себя в цветах, которые не смешиваются, это не живопись в том классическом понимании, которое мы все знаем. Мы видим четкую линию, ритм и чисто физиологическое воздействие цвета на человека. Но важны не только эти профессиональные приемы. Работы Люси – духовны, можно сказать, что эта непрерывная молитва, которая сродни народному искусству. Мы неслучайно поставили здесь предметы из Национального музея. Это не только концептуальный ход, который отсылает к тому, что нанесение орнамента на предметы – процессуальная вещь, когда мастер совершал некую молчаливую молитву и потом эти орнаменты использовались и в качестве оберегов. Только потом орнамент уже стал эстетически значим и "лег" на предмет, и люди хотят видеть предметы, украшенные орнаментом. Когда мы внесли эти вещи в экспозицию, то поняли, что это идея абсолютно сработала и художественно, и эмоционально – я уже даже не могут представить, чтобы эти кувшины были отдельно от картин Люси. Получилось, что народное искусство, искусство наива рубежа 20-го века, которое осознало силу этих архаических пластов, соединились здесь в работах Люси. Об этом предсказывали философы, которые исследовали современное сознание, – что через сто лет после начала 20-го века, будет всплеск интереса к архаике. В силу того, что культура постмодернизма – это цитирующая культура, когда художнику даже неловко сказать что-то свое, и ему нужно сказать "про кого-то, кто сказал это" и тогда люди друг друга понимают. Но Люся не боится говорить впрямую – она не говорит о чем-то, она говорит что-то – например, такие простые вещи: "я создаю вселенную, в которой никто не плачет и все счастливы".
Космос, море, океан
Фонд поддержки искусства Люси Вороновой передает в дар Северной Осетии две работы: одну картину Национальному музею, вторую - "Космос, море, океан" – филиалу Пушкинского музея. Это наши соорганизаторы и люди, которые прониклись творчеством Люси. Надеюсь, что у филиала вместе с большим корпусом работ современных художников, которые создавались в процессе фестиваля "Аланика", когда художники приезжали и рефлексировали в контексте местной ситуации, сталкивая традицию с современным видением. Это очень ценный корпус работ, потому что имеет непосредственное отношение к региону, он прочувствован, осмыслен и уникален. И, может быть, работы Люси актуально впишутся в будущую выставку фонда "Аланика".
Организаторы выставки: Северо-Кавказский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Фонд поддержки искусства Люси Вороновой, партнер: Национальный музей Республики Северная Осетия — Алания.
Место проведения: Национальный музей Республики Северная Осетия — Алания, Выставочный зал, ул. Горького, д. 8.
Выставка продлится до 30 ноября.