Министерство образования и науки РСО-Алания приурочило к празднованию 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и 210-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова (состоится в 2024 году) совместный долгосрочный проект с Ларисой Гергиевой, художественным руководителем Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, худруком Театра оперы и балета Филиала Мариинского театра в РСО- А.
В десяти школах республики будут созданы пушкинские и лермонтовские творческие объединения - школьники погрузятся в творчество поэтов, а лучшие из них примут участие в создании театральной постановки, премьера которой состоится на сцене Театра оперы и балета.
Первая встреча Ларисы Гергиевой со школьниками прошла сегодня в гимназии № 5 им. А.В. Луначарского. На праздничной встрече в гимназии, в которой училась и сама Лариса Абисаловна, ученики декламировали стихотворения Пушкина, Лермонтова и Коста, исполняли песни и танцевали национальные танцы.
Своими воспоминаниями о школе, а также подробностями о предстоящем проекте со школьниками Лариса Гергиева поделилась с корреспондентом Sputnik Анной Кабисовой.
Педагоги, которые оставляют зернышки в твоей душе
Я очень рада, что пришла сегодня в свою родную любимую школу. Я не была здесь с тех пор, как окончила ее, хотя во Владикавказе бываю довольно часто. Наверное ждала, когда меня позовут (улыбается – ред.). Эмоции непередаваемые – я сразу представила себе лица тех ребят, с которыми училась, наших учителей... Это были педагоги, которые оставляли зернышки в твоей душе, и потом они прорастали и давали потрясающие всходы. Все ребята, с которыми я училась, стали профессионалами своего выбранного дела. Здесь учили чему-то такому, чему больше нигде не учат. Нас учили любить школу, быть ее достойными, знать хорошо историю, любить свой город. И самое главное – когда мы переходили из 4-го класса в 5-й, то педагоги очень внимательно присматривались к нам, пытались определить, кто к чему способен, и вести учеников в этом направлении. У нас были ребята, которые блистали математикой, и они стали докторами физико-математических наук, а кто-то любил рисовать и потом стал профессиональным признанным художником. Мы часто участвовали в олимпиадах, и каждый раз, отправляясь на эти трудные состязания со своими сверстниками с других школ, мы четко помнили, что так должны подготовиться, чтобы выиграть, потому что представляли пятую школу.
Эти великие поэты были у нас во Владикавказе
Предстоящий 2024 год – год Пушкина и Лермонтова – наша страна собирается отпраздновать очень ярко. Эти великие поэты были и у нас во Владикавказе. И нам есть, с чем работать. Вам известно, что у меня есть много проектов, связанных с историей моего родного края и Петербурга. Я записала много лекций на радио "Орфей" и других радио Петербурга и Москвы.
Я неплохо знаю историю, занимаюсь ею, а любовь к знаниям впервые почувствовала здесь, в пятой школе, на первом же уроке Нины Ивановны Ольшевской. Она была феноменальным педагогом, на ее уроках даже дышать боялись – так интересно было то, о чем она рассказывала.
Встреча Ларисы Гергиевой со школьниками владикавказской гимназии № 5 им. А.В. Луначарского
© Sputnik / Анна Кабисова
Помню также нашего педагога по литературе и русскому языку Ирину Васильевну Штоколо. Она даже старалась приходить в ином облике, когда мы начинали новую тему. И вот она приходила в каком-то особенном костюме, могла принести маленький букет фиалочек и сказать, что вот сегодня день рождения у великого писателя… Или мы после уроков оставались пить чай (!) в честь этого писателя, она рассказывала нам две-три истории из его жизни, а остальное мы должны были узнавать сами, и мы мчались в библиотеки.
Я считаю, что о таких педагогах нужно вспоминать и рассказывать о них. Ставить их в пример.
Проект со школьниками – это дань моим педагогам и учителям
Мне показалось важным и интересным поделиться своими огромными знаниями, полученными не только во время учебы или из книг, которые я постоянно читаю на протяжении всей жизни, но и теми материалами, которые я получила во время своей многолетней кругосветной творческой деятельности. Куда бы я не приезжала, то всегда интересовалась архивами. Например, я изучала архивы таких университетов, как Йельский, Гарвардский – и находила там сведения об Осетии! Мне присуще любопытство, и благодаря этому я нашла очень много интересных документов и книг, которыми хотела бы поделиться с ребятами, и, быть может, заинтересовать их так же, как и меня когда-то заинтересовали мои педагоги.
Тем более, что в Год наставника и педагога я получила звание "Великий наставник", причем, на сцене Мариинского театра. Наш проект со школьниками – это дань моим педагогам и учителям. Пока я не буду раскрывать все карты, еще неизвестно, как это получится и получится ли… Но, обычно, у меня все получается. Вчера, когда в СМИ прошла информация об этом проекте, то посыпалось столько вопросов, а кто-то даже написал, что Лариса Гергиева переходит в педагоги. Нет, я не перехожу, я им продолжаю быть (улыбается – ред.).
Встреча Ларисы Гергиевой со школьниками владикавказской гимназии № 5 им. А.В. Луначарского
© Sputnik / Анна Кабисова
Кипучие невероятные фигуры Пушкина и Лермонтова
Моя главная цель – познакомить ребят с Пушкиным и Лермонтовым с другой стороны – с той стороны, с которой знаю их я. Это неоднозначные фигуры. И то, что испокон веков пишется о них в учебниках, не совсем освещает их кипучие и невероятные фигуры – и как профессионалов, и как людей. Тем более, что они оба тесно связаны с Кавказом, и есть много материалов об их пребывании здесь, которые вообще никому не известны. Я даже прочитала сегодня (ночью работала над одной из своих лекций), что именно благодаря Пушкину, и плодам его пребывания здесь, на Кавказе, было положено начало иному отношению России и всего мира к Кавказу. Именно с него началось это: с его осуществленных и неосуществленных планов, потому что известно, что он планировал написать многие вещи о Кавказе, но не успел... Пушкин и Лермонтов – это два самых ярких солнца в нашей поэзии, и оба любили Кавказ.
Плюс ко всему я музыкант, и мне так хочется восстановить все те музыкальные произведения, которые были написаны на стихи Пушкина и Лермонтова. Их очень много, но они не так часто звучат, а я хочу, чтобы эти произведения зазвучали. Именно в музыке стихи Пушкина и Лермонтова звучат даже намного ярче, чем когда их кто-то декламирует, потому что музыка – великая вещь.
Встреча Ларисы Гергиевой со школьниками владикавказской гимназии № 5 им. А.В. Луначарского
© Sputnik / Анна Кабисова
Мы планируем даже проехаться по местам Лермонтова и Пушкина: побывать в Тарханах (музей-заповедник – ред.) – на родине Лермонтова, побывать в Петербурге и в Михайловском. Когда ты посещаешь те места, где родился тот, или иной великий человек, то это оказывает невероятное впечатление, особенно на подрастающее поколение. Ты даже начинаешь как-то внутренне подтягиваться, хотеть становиться лучше, и главное – получать как можно больше знаний.
Хочу пригласить профессионального режиссера
Мне бы хотелось, чтобы те ребята, с которыми я буду встречаться, в своей последующей жизни были очень культурными и знающими людьми. Я бы очень хотела, чтобы их спрашивали, как и меня, – откуда вы так хорошо все это знаете? Ребята у нас очень талантливые. В ходе нашего общения и занятий я могу помочь ученикам проявить их способности к искусству – это было бы очень хорошим результатом.
Моя главная задача – заинтересовать детей, а потом они будут уже сами искать материал и заниматься. Я, как очень опытный наставник, который всю жизнь занимается наставничеством, всегда и сама в процессе тоже учусь, узнаю что-то новое. С молодежью очень интересно общаться. А конечным результатом нашей работы станут театральные постановки или театральные отрывки из произведений Лермонтова и Пушкина. Для этого я хочу пригласить профессионального режиссера. А чтобы ребята узнали, что такое театр, мы будем приглашать их к себе, показывать, как готовится спектакль. В том числе я связана со многими федеральными учреждениями, которые занимаются Пушкиным и Лермонтовым, их я также собираюсь привлечь к работе – вот такие у нас скромные планы.
Лариса Абисаловна Гергиева – художественный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, Государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания (Владикавказ), Дигорского государственного драматического театра.
Народная артистка России, Украины, Северной и Южной Осетий, заслуженный деятель искусств Польской Народной Республики, почетный член Английской королевской академии музыки и драмы, Международной ассоциации экспертов по вокалу, почетный профессор Государственного музыкально-педагогического института им. М. Ипполитова-Иванова и Северо-Кавказского государственного института искусств, руководитель Северо-Осетинского регионального отделения Всероссийского музыкального общества, лауреат Международной премии в области музыкальной педагогики им. М. Ипполитова-Иванова, почетный гражданин города Владикавказа, обладательница ордена Святой Анны, знака "За достижения в культуре", медалей Д. Шостаковича, "Во Славу Осетии" и многих других наград России и зарубежья. Лауреат Национальной оперной премии "Онегин" в номинации "Наставник" (2022).