На XI международном форуме "Россия — спортивная держава" президент Олимпийского комитета России Станислав Поздняков вселял в участников уверенность в блестящие международные перспективы российского спорта: "В ОКР настроены на подготовку спортсменов к участию в Играх 2028 года в Лос-Анджелесе. Мы ставим цель успешно выступить на Олимпиаде в США. Я уверен, что санкции к тому времени будут сняты, международная обстановка и отношение к России поменяются в лучшую сторону".
Поскольку оптимистический прогноз касается лишь 2028-го, очевидно, что об успешном выступлении на летних Парижских играх — 2024 и зимних Миланских — 2028 речи не идет. Минует печальное время, мы снова обнимем друг друга только через пять лет — вряд ли раньше, пишет колумнист РИА Новости Максим Соколов.
К сожалению, прогнозировать развитие международной обстановки (а околоспортивные игры с ней непосредственно связаны) на такой длительный срок довольно трудно. По нынешним временам — взять хоть никем не предвиденное обострение ближневосточного кризиса — даже и на куда меньший срок предсказать ничего не получается.
Прежде всего неясно, что будет с эскалацией военных действий со стороны западных держав — они же ведущие спортивные державы. Если дело останется на уровне нынешней "странной войны" — это одно. Тем более если наши западные партнеры совсем устанут. Но может получиться и наоборот. Если игра с огнем приведет к серьезным потерям не только украинцев, но и их западных благодетелей, последним может стать вообще не до Игр. Олимпийские состязания в 1916, а равно в 1940 и 1944 годах были совершенно неактуальны.
Впрочем, можно привести и пример действенности девиза "О, спорт, ты — мир!". В 60-е годы XX века отношения США и КНР были хуже некуда. Однако когда в Вашингтоне приняли решение развернуть китайскую политику на 180 градусов, признав Пекин, а не Тайбэйединственным законным представителем Китая в ООН, и подготовить визит президента Никсона в КНР, в качестве первого шага была использована "пинг-понговая дипломатия". То есть проходившие в 1971-1972 годах китайско-американские соревнования по настольному теннису, под соусом которых проходили консультации о замирении Пекина и Вашингтона. Возможно, и в ОКР представляют нечто в этом роде — мириться-то когда-нибудь все равно надо, так отчего же не использовать для этого спорт?
В принципе все возможно, но, во-первых, даже если спортивный соус вдруг появился бы, само главное блюдо, то есть удобоисполнимая формула замирения России с бывшими западными партнерами представляется неясной. Противоречия сторон намного более глубоки, нежели в случае пинг-понговой дипломатии.
Во-вторых, успех разворота Никсона — Киссинджера на восток обеспечивался, кроме всего прочего, и китайским, и американским единоначалием. Не только в КНР, где никто не мог указывать председателю Мао, играть с американцами в пинг-понг или не играть, но и в США, где тогда действовал общенациональный внешнеполитический консенсус, не возникало шума: "Как!? Якшаться к китайскими коммунистами? Ни за что!" Подход был несколько иной: "Надо значит надо".
Тогда как ныне нет инстанции, которая могла бы властно указать международной спортивной бюрократии, как надлежит действовать в новых обстоятельствах. Дело не только в МОК — там, положим, еще могли бы отреагировать на изменения наверху, тем более что нарастающее ожесточение спортивного чиновничества губительно сказывается на самом олимпийском бизнесе.