Историк: Рождество Пресвятой Богородицы в Осетии празднуют с зарождения христианства

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЦХИНВАЛ, 21 сен – Sputnik. В Южной Осетии отмечают праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В крупных храмах столицы и районов республики проходят богослужения, сельчане, согласно народным верованиям, приходят в святилища с тремя пирогами и жертвенным мясом.
Кандидат исторических наук, этнограф и журналист Роберт Кулумбегов рассказал Sputnik историю празднования Рождества Пресвятой Богородицы в Южной Осетии с зарождения христианства и до сегодняшних дней.
"По содержанию праздник является православным, его отмечает весь православный мир, в том числе и православная Южная Осетия. После святилищ, посвященных патрону Осетии, небожителю Уастырджи, больше всего святилищ в Южной Осетии посвящено Богородице", - сказал Кулумбегов.
Президент Южной Осетии поздравил соотечественников с Рождеством Пресвятой Богородицы
По его словам, праздник в честь Богородицы отмечают в Осетии с момента зарождения христианства.
"В эпоху Алании христианство по определенным причинам перестало быть главенствующим. Аланская епархия была вынуждена покинуть Осетию и перебраться в Метрополь - соседнее греческое государство, под давлением Хазарского каганата, который в VII-X веках стал гегемоном в регионе. Тем не менее этот культ остался неизменным в аланском обществе, а потом и в осетинском", - отмечает ученый.
По мнению историка, даже в советский период, когда был определен курс на борьбу с религией, в Осетии умудрялись праздновать Рождество Пресвятой Богородицы.

"Праздник всегда отмечался, но без религиозного содержания, - в Южной Осетии не было священников и действующих церквей, все храмы были закрыты либо использовались под хозяйственные нужды. Скажем, в райцентре Дзау была белоснежная церковь, сначала ее использовали как кинотеатр, потом как склад, затем ее и вовсе разрушили. Церковь Пресвятой Богородицы в Цхинвале в советское время была складом Краеведческого музея. Там, в частности, хранились известные остроконечные медные котлы по 500 литров", - рассказал Кулумбегов.

Полноценно в Южной Осетии праздник Пресвятой Богородицы по церковным канонам стали отмечать после перестройки.
"Когда произошла перестройка, в Южной Осетии возобновилась деятельность православной церкви. Праздник принял клерикальный религиозный характер - начались службы, крестные ходы", - сказал он.
Рождество Богородицы: история и традиции
Ученый напомнил, что несмотря на христианские корни, в Осетии праздник Пресвятой Богородицы сохраняет симбиоз православия и национальных верований.

"Во многих деревнях праздник и сегодня отмечают с тремя пирогами, жертвенным барашком и выпивкой. По-прежнему остается этот симбиоз. В Чесельтском ущелье есть белоснежная церковь, а над ней у дерева молельное место, куда приходят с ритуальными пирогами и жертвенным мясом. После молитв паломники спускаются в православный храм и ставят свечки там. Мы можем предполагать, что святилище над церковью более древнее и носило другое имя", - считает историк.

Кулумбегов напомнил, что в одновременном почитании национальных верований и православных святынь нет никаких противоречий, а двойственность религиозных воззрений закреплено в основном законе страны.