Православные отмечают 1 сентября День иконы Божией Матери "Донская"

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Заступница православных воинов и всего Отечества Донская икона Божией Матери почитается в России 1 сентября.
Донская икона Божией Матери — одна из самых чтимых в России чудотворных икон. Она почитается как заступница православного воинства и всего нашего Отечества, к ней обращаются при возникновении опасности вражеского нашествия.
В Покровском храме Данилова монастыря находится Донская икона Божией Матери, созданная известным иконописцем графом В.А. Комаровским, которую специалисты считают одной из лучших икон XX в.

История образа

В 1380 году под знамена великого князя Дмитрия Ивановича, готовившегося к битве с ханом Мамаем, стали собираться отряды со всей Руси. Пришли на поле Куликово и донские казаки, которые принесли с собой чтимый образ Пресвятой Богородицы, хранившийся в церкви Благовещения городка Сиротин. По преданию, икона была написана в XIV в. выдающимся мастером Феофаном Греком.
В день Куликовской битвы, 21(8) сентября 1380 г., который пришелся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска. Святой образ укрепили на древке, как хоругвь, и пронесли перед войском, а в разгар боев он находился в самой гуще сражений, вдохновляя и ободряя воинов. В память победы на берегах Дона икона стала называться "Донская".
Храм Донской иконы Божьей Матери на территории Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря в Белгородской области.
После битвы казаки преподнесли эту икону в дар великому князю Димитрию Донскому. Князь поместил ее сначала в Успенском соборе Коломны, а в 60-х гг. XVI в. она была перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. В летописях икона была первые упомянута в 1552 году.
Многие милости являла Божия Матерь православным через этот Свой святой образ: утоляла скорби и печали, избавляла от болезней, бед и напастей.

Икона-спасительница и заступница

Каждый раз, когда Москве грозила очередная опасность, царь, патриарх и народ обращались с молитвой к чудотворной иконе.
В 1591 г. Русь подверглась новому нашествию: войска крымского хана Казы II Гирея подошли к самой Москве и расположились на Воробьевых горах. Появление неприятеля стало неожиданностью для жителей столицы.
Значительная часть войска находилась в это время в Новгороде, защищая его от шведов. Несмотря на то, что Москва была основательно укреплена, монастыри Новоспасский, Данилов и Новодевичий надежно укрепляли его с юга, откуда пришли крымчаки. Однако между Тульской и Калужской дорогами оставалось не защищенное пространство. Здесь внутри гуляй-города, передвижной крепости, составленной из повозок и щитов на колесах или полозьях, было решено разместить главный стан русских войск. Посреди него была поставлена походная палатка-церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.
Не полагаясь на одни только человеческие силы, москвичи возложили свою надежду на Бога и Его Пречистую Матерь. Царь Феодор Иоаннович приказал совершить крестный ход с Донской иконой Пресвятой Богородицы по всему рубежу обороны, а затем святой образ поместили в походной церкви. Всю ночь молился царь Феодор перед святым образом.
Икона Божией Матери "Донская" кисти Феофана Грека.
Крымчаки постоянно совершали вылазки, изнурявшие русское войско утомительными мелкими стычками, но главные силы обоих войск так и не вступали в бой, все с тревогой ожидали генерального сражения. Наступила ночь. За час до рассвета русские дозорные увидели, что войска хана в панике обратились в бегство. Это непонятное явление объяснили заступничеством иконы.

Почитание Донской иконы

Победа над ханом Казы-Гиреем была увековечена закладкой в 1592 г. каменного собора в честь Донской иконы Божией Матери (именуемого также "Малый собор" или "Старый собор") и учреждением монастыря, названного в честь чудотворной иконы Донским, с приставкой - "что в обозе". Для собора сделали точный список с оригинала Донской иконы. Новую икону стали почитать как защитницу от иноверных и иноплеменных врагов, она доселе пребывает в Донском монастыре. В память избавления от врагов был установлен ежегодный крестный ход с иконой из Благовещенского собора Кремля в Донской монастырь.
Перед Донской иконой Божией Матери молился в 1552 г. царь Иоанн Грозный, отправляясь в казанский поход, ею в 1598 г. патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова. В 1687 г. Донская сопровождала крымский поход князя Василия Голицына. В конце XVII в. икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны (сестры царя Петра Первого), а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор. В XVII в. Донская икона имела богатейший золотой оклад с многочисленными драгоценными камнями (не сохранился).
Икона Божией Матери "Донская". Написана в начале 20-го века братьями Чириковыми. Находится в Воскресенском соборе станицы Старочеркасской. Репродукция.
В 1914–1919 гг. известный иконописец и реставратор Григорий Осипович Чириков раскрыл икону от более поздних записей, после чего она поступила в Государственный исторический музей, а с 1930 г. находится в Третьяковской галерее.
Один раз в году, накануне дня празднования Донской иконы Божией Матери 1 сентября (19 августа по старому стилю), чудотворный образ торжественно переносят из Третьяковской галереи в Донской монастырь, где она становится доступной для поклонения верующих и где проходят торжественные богослужения.

Тайны и загадки

Вслед за преданием об участии иконы в Куликовской битве появилась еще одна легенда - мол, святыня принадлежит кисти прославленного византийского мастера, возглавлявшего московскую великокняжескую художественную мастерскую. Но эту легенду выдумали не древние летописцы, а историки искусства, считают исследователи.
Речь идет о знаменитом константинопольском художнике Феофане Греке, работавшем на Руси в конце XIV - начале XV веков. Впервые версию о его авторстве высказал в 1918 году известный искусствовед-реставратор Игорь Грабарь. Убедительных доказательств он не привел, но с того времени эта гипотеза стала достаточно популярной.
По словам искусствоведа Левона Нерсесяна – автора книги "Богоматерь Донская", вышедшей в серии "История одного шедевра", в то время греческие мастера работали бок о бок с русскими иконописцами, поэтому византийский и русский стили переплелись. Специалисты приписывали Феофану Греку многие иконы того времени, поскольку сведения о других греческих мастерах, работавших в Москве, просто не сохранились.
Крест у входа в храм. Празднование Донской иконы Божией Матери. Донской ставропигиальный мужской монастырь.
В художественной манере создателя (или создателей) "Донской Божией Матери" видно не только влияние греческой традиции, но и следование отечественной. Более того, рентгенографические и другие новейшие исследования показали, что состав пигментов и способ наложения красок при создании этого образа уникальны. Однако ученым пока не удалось определить имя автора.
Также не установлен мастер, написавший на оборотной стороне иконы образ Успения (которому и посвящен коломенский собор). Это изображение тоже искусное, хотя и не может сравниться с главным шедевром. Эксперты полагают, что его создателем был представитель новгородской иконописной школы.
А главная тайна Донской иконы - надпись на мафории - длинном женском покрывале, спускающемся с головы до пят Богоматери: 24 греческие буквы, еле заметные обычному глазу. Ее так и не смогли расшифровать.
В числе других загадок Донской иконы - судьба святых мощей, находившихся в нижнем краю доски под воском и пропавших во время революционных событий. Та же судьба постигла и богатый оклад, украшенный множеством драгоценных камней и наперсными образами.