Чем отличается специальный репортаж от репортажа, как снять документальное кино и на какие вопросы оно должно ответить? В пресс-центре Sputnik Южная Осетия прошел мастер-класс известного российского журналиста Руслана Гусарова в рамках просветительской программы SputnikPro. Он провел беседу на тему "От репортажа до документального кино".
Гусаров рассказал, что многим его коллегам, работающим в жанре информационной журналистики, которые привыкли снимать репортажи, кажется, что они тоже могут делать кино, хотят его делать. Но не знают, как его делать, с какой стороны заходить, думая, что это тот же полутораминутный сюжет, который просто идет дольше, но делается по той же схеме: надо записать людей, нужно снять что-то, потом придумать какой-то текст и все расположить, просто это будет 20 минут.
"Это такой примитивный подход, но я считаю, что мы должны понять нечто большее, если хотим творчески развиваться", – сказал Гусаров.
"Ну, как отца подвести?"
Прежде чем раскрыть тонкости работы над документальным кино, журналист рассказал о своем пути в профессию, начавшемся в 1989 году, когда он вернулся из армии. Его отец тоже был профессиональным журналистом, который очень тонко подвел сына к работе в этой сфере.
Гусаров не собирался быть журналистом, хотел поступать на юридический факультет, стать следователем, адвокатом. Но отец вдруг предложил подменить его на одной из командировок, которые совпали одновременно.
Руслан отправился снимать фоторепортаж о новом авиарейсе из Махачкалы в горный район Дагестана.
"Ну, как отца подвести? Я пошел с фотоаппаратом, репортерской сумкой в аэропорт. Было жутко страшно в том смысле, что надо было решать вопросы, разговаривать с людьми, преодолевать стеснение. Как это делать, как разговаривать, как добиваться того, чтобы тебе пошли навстречу, чтобы тебя взяли в этот самолет? Я испытал, конечно, бурю эмоций. Но в итоге попал на этот самолет АН-28. Мы полетели в горы. И я не просто снял там все. Я этих летчиков заставил взлететь и сесть в горах специально для меня, чтобы их сфотографировать. Я поражался своей наглости. И мне страшно стало, когда представил, что вдруг то, что сфотографировал, я запалю, проявляя пленку в ванной нашей двухкомнатной квартиры. Но этот страх я тоже преодолел, и вышел репортаж "И скорость, и комфорт" с фотографией самолета, который на фоне гор садится на аэродром", – рассказал журналист.
НТВ, Южная Осетия
В том же году он поступил в университет на факультет филологии, отделение журналистики. Уже с первого курса стал сотрудничать с газетами, и вскоре попал в штат. В 1993 году его пригласили на телевидение, куда ему не очень хотелось идти. Но судьба распорядилась иначе.
"Я пошел и мне понравилось, стал работать в новостях. С 1998 года я сотрудник телекомпании НТВ на Кавказе. И так вот до 2014 года. Семнадцать с половиной лет я проработал в телекомпании НТВ. Самое главное мое детище – это Северо-Кавказский центр НТВ, частью которого был и корпункт в Южной Осетии, Петр Гассиев его здесь возглавлял", – отметил Гусаров.
Он подчеркнул, что у них был абсолютно профессиональный, интернациональный коллектив от Дагестана до Южной Осетии, которые дружат до сих пор.
В Южной Осетии телевизионная группа НТВ начала работать с 2004 года. Журналисты специально приезжали сюда, знакомились с республикой и людьми, жили в старой гостинице, приобретали друзей, снимали репортажи.
Каждый репортаж – это как прыжок с парашютом
Журналист говорит, что каждый репортаж – это новая история, новая прожитая жизнь, новые волнения, "как прыжок с парашютом" (в активе самого Гусарова 101 прыжок с парашютом).
"Репортаж – это драйвовый жанр, который помогает тебе раскрыться, быть на коне в самые молодые годы. Это классно. Но чем старше я становился, тем больше мне хотелось остановиться, поглубже заглянуть в тему, подольше поговорить с человеком. В репортаже ты не успеешь этого сделать", – говорит опытный журналист.
По его словам, несмотря на бешеный ритм жизни, когда многие члены съемочной группы в прямом смысле жили в офисе, а выехать в любую точку Кавказа они должны бывали максимум за 15 минут, уже были попытки снимать документальное кино. Эти попытки проходили через съемки спецрепортажей, которые еще не документалка, но уже и не просто репортаж.
"Репортаж отвечает на четыре главных вопроса: что, где, когда и, может быть, как. Можно обойтись без него. И тогда получится двухминутный репортаж. Спецрепортаж уже точно будет включать вопрос "как" и даже "почему". Когда я работал на НТВ, там была рубрика "Специальный репортаж", но право сделать свой надо было заслужить. И мне всегда хотелось показать другой Кавказ, а не просто теракты, войны и прочее", – говорит Гусаров.
Так родились репортажи о танце лезгинка, школе-студии "Пять сторон света", о танцах на пальцах знаменитого Нодара Плиева – журналист открыл Кавказ с новой стороны. Он называет этот период одним из самых прекрасных творческих времен своей биографии.
Гусаров показал коллегам несколько своих работ, рассказал о том, как собирался материал, как проходили съемки и что потом происходило с героями его репортажей.
Он рассказал о важности режиссерской работы, монтажа, о правильном использовании пауз, которые в отдельные моменты могут заменить любой хороший текст, – этот коллективный труд в итоге дает то, что хочется смотреть.
Журналист говорит, что у хорошего документального кино есть один параметр – это или интересно, или нет.