Журналист "Южной Осетии": хочется, чтобы бумажная газета существовала еще долгие годы

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Диана Козаева, Sputnik
Главное печатное издание республики – газета "Южная Осетия" – во вторник отмечает свой 30-летний юбилей. Коллектив издания приурочил праздник к еще одной знаменательной дате: в минувшее воскресенье журналистская братия отмечала свой профессиональный праздник – День СМИ.
В уже опытный и состоявшийся коллектив 22 года назад пришла и Алена Джиоты. Тогда в газете еще работали такие мастера, как Михаил Габаев, Ульяна Джиоева, Валерий Гобозов, Шота Туаев и нынешний редактор Залина Цховребова.
Джиоты признается, что в журналистике оказалась совсем случайно – после трех неудавшихся попыток поступить на физико-математический факультет ЮОГУ. В тот год прием на факультет журналистики продлили и Алена подала документы туда. Впрочем, будучи уверенной, что никогда в этой профессии работать не будет.

"У меня и в мыслях не было этим заниматься. Когда я училась в старших классах, только-только создавалась газета "Республика" (тогда "Молодежь Осетии"), и ее бессменный редактор Андрей Кочиев приходил к нам в школу, искал молодые таланты, одаренных представителей молодежи, которые будут писать в газету о проблемах молодежи. Я была очень далека от всего этого, но моя одноклассница проявила большую активность, она публиковалась в газете, и мы вместе несколько раз приходили в редакцию", – вспоминает Алена.

Алена Джиоты
После окончания вуза она еще год искала работу по своей второй профессии – бухгалтер-экономист. Но тогда, как и сейчас, поиски работы были делом непростым. Алена пришла в редакцию газеты "Южная Осетия" и ее приняли в отдел общественно-политической жизни. И даже после этого она не прекращала поиски работы, "связанной с цифрами". Но судьба распорядилась иначе.
Первое время молодой журналист писала на темы, которые были ей ближе всего, – проблемы молодежи, которых хватало всегда, а в неспокойное для республики время – в особенности.
"Скорее всего, мой первый материал тоже был бы посвящен этому", – говорит она.
Джиоты была первой из молодых журналистов, переступивших порог этого издания. После нее в газету пришли Юрий Вазагов, Александр Келехсаев, Алла Гергаулова, Сослан Тигиев. Все они сегодня уже состоявшиеся и признанные журналисты.
"Так и собралась молодая команда газеты "Южная Осетия", – вспоминает Алена.
Она и сегодня не может сказать, почему осталась. Говорит, что профессия затянула. А еще дружная команда молодых журналистов, которая очень быстро превратилась в настоящую семью.
Самыми интересными для нее, по словам Алены, были первые десять лет работы.
"Может быть, в силу того, что мы были молоды и некоторые трудности особо близко к сердцу не принимали. Жизнь была насыщенная, постоянно что-то происходило, в самом разгаре была тема борьбы осетинского народа за независимость. Именно в то время Юра и Саша писали свои первые аналитические материалы, и сегодня они достаточно известные люди в нашем обществе", – вспоминает она.
"Хочешь быть актуальным – работай над собой": журналисты из Южной Осетии о SputnikPro
Алена еще застала времена, когда газета печаталась на линотипах, а набирать тексты приходилось на печатной машинке. У журналистов не было ни диктофонов, ни какой-либо другой аппаратуры, а многочасовые президентские совещания, встречи и пресс-конференции они писали в буквальном смысле на листочках.
В 2003 году в свет вышел первый "компьютерный" номер газеты. Но из-за отсутствия опыта первый блин оказался "очень большим комом": один текст наслоился на другой. Этот номер до сих пор хранится в архиве.
Появилась и кое-какая аппаратура – первый кассетный диктофон, которым журналисты пользовались по очереди.
"Дядя нашей коллеги Аллы Гергауловой подарил ей диктофон, для нас это было ноу-хау. Но кассеты для него здесь тоже нельзя было купить, мы просили привозить их из Владикавказа", – рассказывает журналист.
Нередко приходилось работать "при свечах", а уж задымленный от дровяной печки кабинет был уже чем-то обыденным.
"Как-то я была дежурной по номеру, работали мы при свете свечи, которая вскоре тоже догорела. А нам еще надо было отнести листы в типографию этажом выше. Саша Келехсаев собрал старые газеты, соорудил из них факелы, чтобы я дочитала страницы и исправила ошибки. Потом мы так же отправились в типографию по темным коридорам здания", – рассказала Алена.
Тем не менее, говорит она, работать в то время было намного интереснее, а трудности и непростые времена только сплачивали и без того дружный коллектив.
Джиоты сетует, что сегодня молодые люди, вставшие на путь профессии журналиста, совсем другие во всех отношениях, у них другие ценности.
"Мне все же кажется, что во многом на факультет журналистики попадают совершенно случайные люди. Более того, я не хочу никого обидеть, но у многих уже работающих журналистов нет желания над собой работать и повысить свой профессиональный уровень. Нужны кардинальные перемены", – считает она.
Алена Джиоты
За много лет работы у каждого журналиста складывается некий список любимых респондентов и людей. По словам Алены, для нее одним из самых интересных собеседников всегда был и остается Мурат Джиоев – бывший министр иностранных дел, историк, многолетний участник переговорных процессов.
Она вспоминает объезды во времена президентства Эдуарда Кокойты, когда журналисты за один день могли появиться и в Знаурском районе, и в городе Квайса, а в десять часов вечера начиналось рабочее совещание, которое длилось не менее двух часов.
Не раз она и ее коллеги попадали под обстрелы в 2004 году, когда происходил очередной виток обострения в зоне грузино-осетинского конфликта.
"Часто выезжали на границу с Грузией. Я даже помню, как наши грузинские коллеги, как бы это поприличнее сказать, плевались в нашу сторону. Так они, видимо, показывали свой собственный уровень. Помню, как одно из заседаний СКК длилось до четырех часов утра, а мы смиренно ждали, когда же его участники выйдут и прокомментируют итоги. Они вышли, но ничего существенного не сказали, а мы, поскольку освещения на улицах не было, добирались до дома со спичками", – рассказала она.
Непростым было и возвращение к нормальной работе после войны в августе 2008 года, когда в одном небольшом помещении ютились редакции сразу двух газет, а несколько стульев, которых не хватало на всех, сотрудники занимали "в две смены".
Алена согласна и с тем, что в какой-то момент журналист может "исписаться" или из раза в раз повторять свои мысли. Но есть темы, на которые можно писать постоянно.
Своим коллегам в этот день она пожелала жить и работать по совести, максимально объективно подходить к тому, что они пишут, не терять человечность, а также успехов и профессионального роста.
"Хоть и говорят о том, что бумажная газета рано или поздно прекратит свой век, но хочется, чтобы она существовала еще долгие годы", – заключила Джиоты.