Привычной частью повседневной жизни почти всех цхинвальцев всегда был кофе: пили его с удовольствием, заваривали тщательно, собирались с друзьями выпить чашечку, поделиться новостями. Такой это напиток. Его сложно пить просто так, между делом, он требует ритуала - или употребления, или приготовления. Поэтому изначально к появлению уличных кофейных аппаратов, а затем и мобильных кофейных машин в Южной Осетии относились с подозрением: мол, не наша это культура со стаканчиками по городу ходить; лучше, да и уютней посидеть дома с близкими, поговорить по душам. Казалось, что такое "потребительское" отношение к кофепитию разрушит ритуал, не оставит традиции. Однако получилось наоборот.
Разнообразие и конкуренция
Пионерский парк - локация сама по себе популярная, его часто называют "излюбленным местом отдыха цхинвальцев". Поэтому и кофеен здесь больше, чем во всех остальных частях города вместе взятых. При этом у каждого баристы своя клиентура, свои постоянные покупатели и, конечно, своя атмосфера.
Машина на "Сан-Бабило" - это кофейня "Алания кофе", первая из подобных в городе. Ее нынешний владелец Вадим Качлаев два года работал в заведении, обучаясь всем тонкостям ремесла баристы, и лишь потом приобрел машину у прежнего хозяина. За несколько лет существования "Алания кофе", расположенный в самом центре Цхинвала у входа в Пионерский парк, без преувеличения стал одним из любимых мест жителей города.
"Мне нравится кофейня на Хетагурова. Мы с подругами выходим гулять по вечерам, с той стороны бывает тихо, берем там по стаканчику кофе и гуляем по улице из конца в конец, спокойно общаемся", - говорит жительница Цхинвала Залина.
А вот Сармату, например, больше нравится брать кофе на парковке у театра - так он привык:
"Когда-то взял там стаканчик по пути на работу, так и остался с ними".
Конкуренция - положительный фактор для любого бизнеса: чем ее больше, тем, как правило, лучше качество самого продукта. Во многом это касается и подхода самих владельцев кофеен. Надежней, конечно, повторять за успешными конкурентами, но, к счастью, это интересно не всем владельцам кофейного бизнеса. Хоть и медленно, но растет разнообразие и качество.
Но и подход к работе тоже играет свою роль. Позавидовав успешным заведениям, многие спешат открыть свой бизнес, не разобравшись в тонкостях профессии и сложностях ведения бизнеса. В итоге, проработав сезон-другой, точка закрывается.
Кофейные привычки цхинвальцев
Цхинвальцы не любят пробовать новое, отмечают и владельцы кофеен, и сами жители города.
"Бывает, приходит человек к нам впервые или в любую другую кофейню, пробует что-то наугад. У нас десятки разных видов кофе, а человек попробовал один, ему не понравилось и все, он теперь считает, что у нас вообще весь кофе плохо делают, и попробовать другие напитки не возвращается," - говорит Вадим Качлаев.
И наоборот, привыкнув к одному кофе, сохраняют верность кофейне и не желают пробовать напитки в других местах, а иногда - даже другого баристы в одной и той же кофейне. Для таких клиентов любимое заведение, будь то кофе или, скажем, пекарня, становится своего рода "маячком" на городских улицах, меняет восприятие всего района.
"А иногда покупатель вообще разницы не замечает. Я пять лет на одном и том же кофе работаю, он у меня кисленький, я такой люблю. Бывало, брал на пробу разный кофе - менял зерна и обжарку. Пока клиенту не скажешь, что кофе другой или молоко другое, они не замечают", - рассказывает Качлаев.
Не только кофе, но и стритфуд
Помимо мобильных кофеен, в городе стоят и несколько фудтраков, где можно взять и что-нибудь съестное, например, огромные красивые вафли с разнообразной начинкой или классические хот-доги с кетчупом и горчицей. Уличный кофе, как и стритфуд в целом, в Цхинвале пока культура относительно новая, потому и нерешенных пока еще проблем до сих пор много.
Одно из заведений, которое работает в собственном помещении, - Waffle House на перекрестке улиц Октябрьская и Исака. Открывшаяся в начале года новая точка на карте Цхинвала сразу стала популярна, привлекая посетителей совершенно новым для города меню.
"Эти вафли не просто так называются гонконгскими, их впервые начали именно там готовить. Я пробовал их в Москве, какое-то время они и во Владикавказе популярны были. Поискали оборудование в Интернете, сравнили варианты меню... Я какое-то время проработал в кафе специально, чтобы понять систему, познакомиться с компьютерными программами. Построили один вагон, сами, с нуля, с посадочными местами внутри, но он оказался слишком большим, и разрешение на установку нам не дали. Пришлось строить новый. И еще полтора месяца мы сами в нем обучались, готовили для себя, и только потом открылись", - говорит Николай Джигкаев, владелец заведения.
Что мешает развитию стритфуда в Цхинвале?
Возможно это и отсутствие самой культуры питания на улице. Не многие горожане готовы есть на ходу, предпочитая перекусить в кафе или столовой. К чашечке кофе в руках это не относится. К этому в Цхинвале уже привыкли, а молодежь и вовсе считает модным.
Еще одна проблема, мешающая развитию сферы "общепита" в целом, - аренда помещений для тех, у кого нет возможности или стремления купить мобильную кофейню или фудтрак. Многие арендодатели завышают цены и редко идут навстречу новому бизнесу, не смягчая условия на первых этапах, чтобы человек мог "чуть-чуть раскрутиться".
Трудно найти помещения, которые построены правильно: где имеется подсобное помещение, где есть второй вход, чтобы продукты заносились не через гостей, где можно молоко хранить, где вода выведена не только в санузлы, но и в сам зал. Когда строишь коммерческое помещение, нужно продумывать такие вещи.
Еще одна сложность, с которой сталкиваются все без исключения владельцы и кофеен, и "съедобных" заведений, - поиск работников, "хотя бы с каким-нибудь опытом, чтобы не приходилось учить с нуля". В основном в подобных заведениях работают студенты и школьники, которым в силу объективных причин сложно составить постоянный график работы.
И, конечно, сложности доставки продуктов и расходников в республику играют свою весомую роль.
"В последние месяцы все подорожало - и мясо, и мороженое, и стаканчики одноразовые... Смесь, из которых готовятся наши вафли, специальная, ее делают в Петербурге, и мы заказываем оттуда или от дистрибьюторов в Краснодаре. Доставка до Владикавказа, доставка сюда, да еще при нынешних проблемах на таможне... Все сказывается на стоимости. Так что остальное - мясо, фрукты, овощи - мы по возможности берем здесь, особого смысла возить с севера нет," - говорит Джигкаев.
Одним словом, бизнес в сфере стритфуда - тяжелый труд, хоть и кажется чем-то простым и веселым. Расходов в нем множество, тонкостей еще больше, и, не доглядев за одной, казалось бы, мелочью, можно навсегда отвернуть от себя клиента и даже потерять все заведение. Однако и "отдача" в этой работе велика - для владельца, помимо финансовой стороны вопроса, это осознание того, что заведение радует жителей города, это новые друзья и в целом создание комфортной среды. Для посетителей же такие кофейни, лавки становятся уютным пространством, доброй приятной привычкой, местом для спокойного отдыха и общения. А казалось бы - бумажный стаканчик кофе на улице!