Девяносто девять лет назад, 7 июля 1924 года, была образована Северо-Осетинская автономная область. Заведующий кафедрой теории истории и государственного права Северо-Осетинского госуниверситета Станислав Кесаев рассказал в интервью Sputnik, что предшествовало образованию области и как после этого менялась жизнь в регионе.
– На самом деле дата почти юбилейная. Но, как я знаю, на юге столетие (советскую власть в Южной Осетии провозгласили в 1920 году - ред.) было чуть раньше, и вот здесь нам надо остановиться на очень интересном моменте. Во-первых, сейчас стало незазорно вспоминать, что история государства Российского состоит из многих этапов, и советский этап тоже был естественным для него.
Ведь у нас сейчас речь идет о столетии автономии. Это новая форма организации власти, причем форма политическая. До того исторически мы жили в родоплеменном обществе, когда оно было достаточно единым, и управление носило племенной характер. Мы же с вами прекрасно понимаем, что управление племенем и управление государством и государственностью – это несколько разные вещи. Так вот, обидно это кому-то или нет, но скифская государственность или государственность осетинского народа – это, с одной стороны, историческая действительность, но с другой – это была племенная история. И только после того, когда общество прошло какие-то обязательные периоды, когда мы перешли на классовую систему организации общества, история человечества пошла по другому пути.
Все это я так долго говорю потому, что мы по сей день не очень правильно или адекватно относимся к понятию революции. Буквально в недавнем выступлении Владимир Путин напомнил нам об историческом зигзаге, который произошел в 1917 году. Но смысл же в том, что в феврале 1917 года в России произошла буржуазно-демократическая революция, когда российское общество перешло к другой форме организации политической власти. Эти буржуазно-демократические преобразования не могли не коснуться России, и впервые она стала формировать классические представительные органы власти.
Я говорю это к тому, что после Февральской революции произошла Октябрьская революция, когда в истории российского государства появился советский период. Вы же помните ноябрь 1917 года, и "вся власть принадлежит Советам". В политической борьбе за новую форму организации власти победила советская форма организации политической власти, когда большевистская партия ко всем (тогда понятия субъектов не было) составным частям Российской Империи обратилась с призывом признать советскую власть и провозгласить власть советов, а советская власть гарантирует право нации на самоопределение.
После Октябрьской революции началось движение установления советской власти. Я в самом начале сказал же, что вот на юге Осетии это произошло несколько раньше. Мы помним, что с 1917-го по 1920 год, как на юге, так и на севере, в Российской Федерации, которая уже была провозглашена, шла власть за установление советской власти. И только после 1920 года, когда в европейской части России было покончено с властью Деникина, когда восторжествовала советская власть и была провозглашена Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, началось подлинное строительство советской государственности. И вот мы к юбилею подходим в этом плане.
– С 1920 года Северная Осетия входила в состав Горской республики. Что дало с геополитической и экономической точки зрения Северной Осетии автономия в составе РСФР?
– Спасибо за вопрос, мы как раз-таки вот об этом говорим. Что ведь образование РСФСР началось после 1920 года, и была провозглашена Горская республика. Правда после Февральской революции была еще Горская демократическая республика, но она политически была несколько другого ориентира. Началась реализация права наций на самоопределение, именно в таком плане, что территория, на которой проживали люди той или иной национальности, допустим, Осетия, была объектом управления, а советская власть позволила этой категории людей быть субъектом управления. То есть право на самоопределение означало, что я сам начинаю решать свои проблемы.
Конечно, это не просто собралась группа людей и заявила о чем-то. Нет. Тогда был очень интересный институт съездов народов, и эта политическая часть очень повлияла на социально-экономическое развитие тех территорий, о которых мы с вами говорим, в частности, Северной Осетии. То есть социальная структура того или иного общества, экономическая структура, становилась как бы объектом собственности, объектом собственной жизни, и население, в частности, Осетии, смогло само начинать решать свои судьбы. Пребывание в составе Горской республики дало первый опыт самостоятельного решения всех своих вопросов. Помимо социально-экономического, были очень интересные периоды культурного развития.
– Да, хотелось бы подробнее поговорить о том, как поменялась культурная и образовательная жизнь в те годы?
– Советская власть дала всем народам, которые вошли в состав Российской Федерации или Закавказской федерации, огромное количество преимуществ. Во-первых, создание театров, создание всевозможных новых форм получения образования, ликвидация безграмотности. В 1920 году была принята программа культурного развития территорий, входящих в Российскую Федерацию, в частности, в Горской республике. Что это дало? Во-первых, учреждение на базе существовавших при царизме форм образования новых форм образования, высшей формы образования, создание Политехнического института во Владикавказе, учреждения научного центра, который сейчас называется Всероссийский институт социальных исследований.
Начало театрального искусства, создание Союза писателей, Союза художников. То есть из такого рода племенной реальности мы переходим к общеевропейской, цивилизованной. Этих слов не надо бояться.
Одно дело народный промысел или поделки какие-то, а другое дело приобщение к всемирной культуре, к всемирной цивилизации. Это все было благодаря самостоятельной структуре не просто управленческой, а ответственной за поднятие культурного уровня, за просвещение, строительство дорог, индустриализацию. То есть совершенно новая форма организации общественно-политической, культурной, экономической жизни. То есть встали на путь цивилизованного развития.
– Станислав Магометович, чего бы вы пожелали своим соотечественникам в эту исторически значимую дату?
– Мы закончили на том, что есть своя цивилизация, этническая, национальная, а есть общечеловеческая, и в плане общечеловеческой цивилизации осетинский народ достиг этапа государственно-правового развития. Когда не забывая о своих этнических корнях, своей традиционной культуре все же приобщаешься и к общечеловеческим достижениям. Конечно, этого не надо делать как сейчас, в том самом коллективном западе. Они очень далеко ушли по непонятному расцвету личностных качеств. А государственно-правовой этап позволяет нам говорить, что мы сами должны отвечать за свою историю.
У нас возникла историческая возможность строительства своего государства. Мы с вами прекрасно понимаем: Южная Осетия в юридическом статусе несколько отличается от статуса Северной Осетии, мы – государство в составе большого государства, а Южная Осетия – суверенное государство. Но и та, и та форма организации власти всегда суверенна, независима, берет на себя ответственность за судьбу своего народа. Так вот, я хочу, чтобы осетинский народ совершенно четко понимал, что мы не есть исключение из правил, но мы должны быть, в первую очередь, той самой категорией людей, которые, признавая общие правила, работают на общее благо и на благо свое, чтобы наша государственность была крепкой, чтобы она не поддавалась никаким конъюнктурным изменениям и чтобы мы не выпадали из общемирового тренда развития. Потому что общечеловеческие ценности, соединенные с национальными ценностями, свидетельствуют о том, что наше дело правое и мы победим.