ЦХИНВАЛ, 11 мая — Sputnik. Референдумы о самоопределении ДНР и ЛНР, которые прошли 11 мая 2014 года, заложили основу для долгого, кровавого, страшного, но в то же время со счастливым исходом пути. Об этом в девятую годовщину тех событий Sputnik рассказал политолог Владимир Корнилов.
Он напомнил, что тогда жители Донбасса отказались подчиняться неконституционному государственному перевороту, отказались жить по тем законам, которые стали диктовать победители этого путча.
"Причем изначально они готовы были договариваться, в том числе о правах широкого самоуправления. Но Киев в итоге отверг эти предложения, начал кровавую антитеррористическую операцию, не оставив Донбассу иного выбора, кроме как с оружием в руках защищать свои конституционные права, включая право на жизнь. Так что теперь Донбасс стал составной частью России. Недооценивать итоги того волеизъявления народа Донбасса нельзя ни в коем случае", — сказал Корнилов.
По его словам, Донбасс всегда считал себя Россией, даже в период незалежности Украины. Многие, отметил он, просто уже забыли, что в 1994 году, например, в Донбассе уже был проведен референдум, когда подавляющее большинство, — 90% населения Донбасса – Донецкой и Луганской, тогда еще областей, высказались за право русского языка быть официальным, за федерализацию в составе Украины.
"Донбасс предлагал Киеву на протяжении десятилетий различные пути решения этой проблемы с тем, чтобы сохранить русскую идентичность, пусть даже в составе Украины. Киев отказался признавать результаты того референдума тридцатилетней давности, и уж тем более отказался признавать вполне законные требования дончан и луганчан, высказанные девять лет назад. Тогда произошел, повторюсь, антигосударственный переворот в Киеве. Донбасс отказался подчиняться его итогам, и при этом сделал точную кальку событий в Киеве", — заметил эксперт.
Политолог напомнил: на протяжении нескольких месяцев Запад убеждал всех, что происходящее в Киеве — это вполне нормальный демократический процесс. Захват арсеналов оружия с перекрытием улиц, назначения народных губернаторов — все это приветствовалось Западом.
"Донбасс, увидев, что, оказывается, так можно, взял и повторил все те же события, но тут вдруг оказалось, и с точки зрения Запада, и с точки зрения победивших путчистов в Киеве, что нельзя русским людям поступать так, как поступили украинские националисты. Это карается оружием, карается смертью. Когда первые танки пошли в Донбасс, ничего не оставалось делать, как голыми руками останавливать эти танки, бронетехнику. Затем нас начали бомбить. В итоге так получилось, что в 21-м веке миллионы русских людей с оружием в руках отстояли свое право учить детей на родном языке", — сказал Корнилов.
Все, что было разрешено Киеву, Львову, Западной Украине, Галичине, оказывается, продолжил политолог, нельзя было делать русским людям. Тут же последовали обвинения в недемократичности, а в адрес России — во вмешательстве. Хотя, по воспоминаниям Корнилова, Россия хранила дистанцию на первых порах и не вмешивалась никоим образом в те процессы, которые происходили в Киеве и Донбассе.
"Двойные стандарты Запада проявились тогда во всей красе, если это слово применимо к данному случаю, и проявляются и сейчас", — подчеркнул ученый.
Россия тогда больше была занята крымским вопросом, напомнил он. Москва пыталась вести диалог с Западом и Киевом. Но в итоге, когда референдум прошел, а Киев бросил танки против Донбасса, Москва не могла не поддержать выбор русских людей.