В Музее защитников Суарского ущелья в селении Майрамадаг республики Северная Осетия накануне Дня Победы открылась выставка калининградской арт-группы "Нежные бабы" (Александра Артамонова и Евгения Лаптева) "Ничего не было видно и оставалось прислушиваться".
Проект был реализован в рамках 16 фестиваля современного искусства "Аланика", который в этом году проходит по всему Северному Кавказу и посвящен осмыслению коллекций малых музеев. Кураторы фестиваля Наиля Аллахвердиева (руководитель пермского музея современного искусства PERMM) и Анна Щербакова (куратор экспозиционно-выставочных проектов (Иркутск) отобрали восемь музеев в Северной Осетии, Дагестане, Карачаево-Черкессии и Чеченской республике. Вместе с ними восемь художников в работе с музеями осмысляли их коллекции, истории, героев, а также природный и социо-культурный ландшафт, их окружающий. Открытия проектов участников фестиваля "Аланика" стартовали в Северной Осетии с Музея защитников Суарского ущелья.
Выставка в Музее защитников Суарского ущелья в Майрамадаге (Северная Осетия)
© Sputnik / Анна Кабисова
Художественный проект художниц из Калининграда фокусируется на мемориальном ландшафте Майрамадага — села у входа в Суарское ущелье. Сражение, которое проходило тут с 4 по 11 ноября 1942 года, считается решающим в битве за Кавказ во время Великой Отечественной войны.
Проект не случайно вписан в пространство зала Материнской славы музея, особое внимание в нем уделено судьбам женщин в этих трагических событиях. Инсталляция состоит из четырех видеоработ. Добиваясь максимальной условности, художницы реинсцинируют ситуации, которые происходили в этом месте в ноябре 1942 года. Сюжетом служат подлинные истории жителей и ситуации, которые возможно только предполагать. Открывает видеоинсталляцию медитативный пейзаж окрестностей Майрамадага – вид на окраину поселка и начало ущелья, выступающий из тумана.
Арт-группа "Нежные бабы" (Александра Артамонова и Евгения Лаптева):
"Именно сельский ландшафт Майрамадага – главный объект нашего исследования. Мы пытаемся понять, говорит ли он сегодня о событиях прошлого, и если да, то каким образом. Другая, не менее важная точка проекта связана с Залом материнской славы в Музее защитников Суарского ущелья. Название проекта "Ничего не было видно и оставалось прислушиваться" – это и плохо различимые портреты матерей, и их затерявшиеся в ландшафте могилы, метафоричные туманы истории и памяти и вполне конкретный и осязаемый туман над Майрамадагом, который, как и в военные годы, диктует свои правила: двигаться осторожно, полагаться на собственный слух, прислушиваться к себе, ландшафту и той немногой речи, что осталась".
В церемонии открытия приняли участие руководитель фестиваля – Галина Тебиева, кураторы фестиваля Наиля Аллахвердиева и Анна Щербакова, Министр культуры республики Эдуард Галазов, генеральный директор Национального музея республики Аслан Цуциев.
Выставка в Музее защитников Суарского ущелья в Майрамадаге (Северная Осетия)
© Sputnik / Анна Кабисова
Руководитель фестиваля "Аланика", директор Северо-Кавказского филиала ГМИИ им. Пушкина Галина Тебиева:
"Шестнадцать лет на территории Северной Осетии действует фестиваль современного искусства "Аланика", в котором за эти годы приняли участие более двухсот художников из двадцати пяти стран. И все эти годы фестиваль проходил на территории нашей республики, но, с переходом центра современного искусства в филиал ГМИИ им. Пушкина, мы определяем свою миссию, как институцию на территории Северного Кавказа, которая выявляет контексты современной художественной культуры и интегрирует их в практику классического музея для более полного и объемного восприятия зрителем. Именно поэтому фестиваль современного искусства "Аланика" этого года посвящен интеграции современного искусства в малые музеи горных и предгорных территорий Северного Кавказа".
Куратор фестиваля "Аланика", руководитель музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева
"Когда мы приезжали в Музей защитников Суарского ущелья на исследование, то были потрясены Залом материнской славы. Никогда еще в своей жизни я не встречала такую интерпретацию этого понятия, ведь, по большому счету, мать героиня — это образ, который у нас связан с радостью жизни. А здесь мы столкнулись с совершенно новым контекстом, в котором женщины оказались героинями поневоле. Это такая страшная трагедия, которая никого не оставляет равнодушными. И нам в своей предварительной концепции было важно фокусировать внимание художников именно на этом. И, конечно, тот путь, который прошли Саша и Женя в рамках подготовки своего проекта — как раз ответ на это эмоциональное впечатление от этой истории".
Выставка в Музее защитников Суарского ущелья в Майрамадаге (Северная Осетия)
© Sputnik / Анна Кабисова
Куратор фестиваля "Аланика", куратор экспозиционно-выставочных проектов в городе Иркутск Анна Щербакова
"Мне кажется важным, что фестиваль посвящен именно малым музеям, потому что у больших музеев всегда есть поле для экспериментов – большие выставочные проекты. Я сама – музейщик, и знаю, что в этой сфере есть профессиональное заболевание – профессиональная слепота, когда люди перестают видеть собственные экспонаты и экспозицию, так как привыкают к ним, находясь в этом пространстве каждый день. Но посетители приходят со свежим взглядом, и они видят иногда то, что не видят музейщики. Поэтому мне кажется, что такие проекты, особенно для малых музеев, позволяют увидеть заново новые контексты и историю, по-другому увидеть экспонаты, на которые смотрели много лет и, может быть, не замечали их ценности. В этом сила фестиваля "Аланика", и мне кажется, что любой регион мог бы позавидовать такому масштабу и подходу. Проект арт-группы "Нежные бабы", который мы сегодня открываем — это как раз удачная попытка инструментами современного искусства рассказать по-другому историю, которую хранит именно этот музей".
Художница Евгения Лаптева, арт-группа "Нежные бабы"
"К сожалению, мы не можем изменить прошлое, но мы можем работать с нашей собственной памятью. Когда я впервые увидела Зал материнской славы, то не могла сдержать слез просто от осознания ситуации, что так много матерей потеряли так много детей… Как говорил один поэт: "Первая пуля ранит всегда материнское сердце", когда заканчивается война, то всегда страдает мать. Нам было очень сложно выбрать тот язык, на котором можно было бы говорить на эту тему, потому что тема смерти всегда очень сложная для всех. Мы, как художники, которые занимаются перформансом и видео, хотели заставить само место и этот ландшафт, рассказать нам эту историю… На одном из видео вы видите панораму реки и Суарского ущелья, которое длится двадцать минут и постепенно потухает, уходит в закат, и потом опять возвращается. В другом видео мать поднимается в гору с ребенком на руках – это реэнактмент (англ. re-enactment – реконструкция события, воспроизведение перформанса – ред.), который был вдохновлен знакомством с местным жителем Сосланом, которому в 1942 году было два года и мать на руках понесла его в лес, чтобы спастись… У меня у самой есть дочка, поэтому я представляю, каково это нести ребенка на руках. В видеоработе я несу камень, который мы завернули в одеяло, чтобы по-настоящему пережить и почувствовать этот опыт…"
Выставка в Музее защитников Суарского ущелья в Майрамадаге (Северная Осетия)
© Sputnik / Анна Кабисова
Художница Александра Артамонова, арт-группа "Нежные бабы"
"Мы не работаем с исторической реконструкцией, мы пытаемся работать с чувственным опытом, пытаемся примерить на себя то, что никогда не хотели бы примерить: ту судьбу, которую ты себе не выбирал, не ждал и вообще не мечтал о ней. В одной из работ мы пытались достичь той условности, когда ты не понимаешь, это реальное действие, или это сон. Поэтому, когда смотришь работы, то возникает ощущение, как будто бы ты бредешь в тумане: в тумане этого поселка, в тумане собственной памяти, в тумане собственного страха. И все, что ты можешь сделать – попробовать смыть этот сон холодной водой и попытаться проснуться. Но наша экспозиция устроена таким образом, что ты ходишь по ней, смотришь все эти истории и возвращаешься по кругу. Я верю и знаю, что любой свет состоит из тьмы. И тот свет, который мы видим на спине всадника в конце инсталляции, это как раз-таки тот свет, который состоит из тьмы".
Министр культуры РСО-Алания Эдуард Галазов
"Символично, что мы открываем эту выставку здесь и сейчас накануне великого праздника Дня Победы. Каждый из нас, особенно те, кто проживает здесь: либо дети, либо внуки и правнуки победителей… Поэтому проект Александры Артамоновой и Евгении Лаптевой "Ничего не было видно и оставалось прислушиваться" обращен ко всем нам. Наверно, с эмоциональной точки зрения проще воевать, но значительно сложнее – ждать. И эта сложность и тяжесть эмоциональных переживаний матерей отражена в проекте художниц. Я с удовольствием посмотрел то, что сделали девушки, огромное вам спасибо. Тяжело работать с этой темой, но, тем не менее, всякая тяжесть утончает душу. Кто бы мог подумать, что спустя 77 лет у нас будут те же эмоции, которые были в эпоху ВОВ".
Директор Национального музея Аслан Цуциев
"Действительно, малым музеям нужна помощь и внимание, ведь абсолютное большинство из них осталось на уровне экспозиций середины прошлого века. Время требует новых подходов. Художницам досталась сложная задача – рассказать историю о трудной и нужной, но очень болезненной и задевающей памяти. В Музее защитников Суарского ущелья рассказывается очень трагическая и печальная история, поэтому делать здесь экспозицию исключительно сложно. Будущее покажет, как экспозиция будет принята жителями нашей республики. Это тоже интересно – насколько люди готовы воспринимать новое. А мы, со своей стороны готовы к экспериментам, Национальный музей давно сотрудничает с Северо-Кавказским филиалом ГМИИ им. Пушкина, и я уверен, что у нас еще впереди много совместных проектов – нам вместе нужно созидать, трудиться, сохранять память для будущих поколений".
Также в рамках марафона открытий 16 фестиваля современного искусства "Аланика" в Северной Осетии зрителям были представлены проекты в Мемориальном доме-музее К.Л. Хетагурова (селение Нар, РСО-Алания), в Мемориальном доме-музее К.Л. Хетагурова (Владикавказ, РСО-Алания) и в Музее Задалески Нана (селение Задалеск, РСО-Алания).