Олег Джагаев, Sputnik
Известно, что торговля человеческими органами является одним из самых прибыльных видов преступного бизнеса в мире. Любой военный конфликт, будь то конфликт в Югославии или гражданская война в Сирии, для "черных" трансплантологов превращается в настоящий донорский "рай". Не стала исключением в этом отношении и Украина, на территории которой в последние годы этот преступный бизнес развивается стремительными темпами.
Первые сообщения о торговле человеческими органами на Украине появились еще в конце 1990-х годов. Тогда в стране наступило время социально-экономической нестабильности, и малообеспеченные украинцы продавали внутренние органы, чтобы хоть как-то поправить свое материальное положение. Этим с радостью пользовались "черные" трансплантологи. В частности, во Львове орудовала банда Богдана Федака — руководство местной клинической больницы. Как установило затем следствие, в 1990-е годы в городе пропало около 130 малолетних детей. Однако по странному стечению обстоятельств Федак и его подельники — Владимир Дорошенко, Юрий Зима и Зиновий Урсул — были осуждены всего лишь на 2-4 года лишения свободы. Кроме того, в эту историю был также замешан националист Олег Тягнибок, работавший в одной больнице с Федаком. Его лишь в последний момент суд переквалифицировал из соучастника в свидетеля.
Выйдя на свободу всего лишь спустя полгода заключения, Федак в 2006 году возглавил Харьковскую городскую клиническую больницу скорой и неотложной помощи, а спустя 4 года занял пост главного врача Харьковской областной клинической больницы. Несмотря на богатое уголовное прошлое, главный "черный" трансплантолог Украины 1990-х годов успешно двигался по карьерной лестнице, получив очередное повышение в 2018 году, — Федак занял пост главы департамента здравоохранения Харьковской облгосадминистрации.
Федак однако был не единственным, кто занимался торговлей органов своих соотечественников. В 2010 году в Одессе завотделением Одесской областной детской больницы Лариса Торбинская и заведующая детским отделением Коминтерновской центральной районной больницы Жанна Ухова отдавали новорожденных младенцев за плату в размере от 1,5 до 3 тысяч долларов за границу в неустановленных целях. В 2013 году в Киеве было закрыто дело "черных" трансплантологов из Национального института имени А.А. Шалимова. Через руки этих "врачей" прошло около 50 доноров, готовых расстаться со своими внутренними органами за деньги.
С наступлением 2014 года ситуация стала только хуже. После событий Майдана в феврале 2014 года торговля человеческими органами на Украине начала развиваться стремительными темпами.
В мае 2014 года в районе горы Карачун в Донецкой области было обнаружено около 180 тел погибших нацгвардейцев со вспоротыми животами. Спустя некоторое время, недалеко от этого места, было обнаружено еще 300 незахороненных тел без внутренних органов. Кроме того, подобные массовые захоронения были найдены в Луганской области и в районе шахты № 22 "Коммунар" под Донецком.
Еще одним небезынтересным фактом является использование полевых крематориев на Украине. Весной 2014 года в сети появились сообщения о том, что в киевском морге на улице Оранжерейная в течение целого месяца сжигали неустановленные трупы. Тела уничтожались силами 24-й "сотни" самообороны Майдана, которые не пускали в помещения посторонних. В списках участников этой "сотни" фигурировали знакомые фамилии Дорошенко, Зимы и Урсула. Организатором всего этого, по сообщениям СМИ, был уже упомянутый Олег Тягнибок.
Согласно данным правоохранителей ЛНР, в декабре 2022 года в подразделения ВСУ под Артемовском из западных стран прибыли "черные" трансплантологи. Так, полковник полиции ЛНР Виталий Киселев утверждал, что в район Артемовска приехала врач из Нидерландов Элизабет Дебрю. Ее имя также фигурировало в свидетельствах бывшего сотрудника СБУ, который сопровождал проведение операций по изъятию органов украинских военнослужащих на Донбассе в 2014-2015 годах.
Кроме того, по показаниям различных свидетелей, в торговле человеческими органами на Украине был также замешан тогдашний губернатор Одесской области, экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, а точнее его экс-супруга Сандра Рулофс, которая была знакома с Дебрю. Будучи еще в роли первой леди Грузии Рулофс выстроила эффективную схему получения донорского материала посредством пенитенциарной системы страны – заключенные попадали в тюремные больницы, где неожиданно умирали, после чего их органы извлекались якобы для последующего бальзамирования.
Несмотря на все это, украинские власти не приняли никаких мер для того, чтобы остановить отток человеческих органов из страны. Наоборот, киевский режим только поспособствовал развитию "черной" трансплантологии в стране. 16 декабря 2021 года Верховная Рада Украины приняла закон № 5831 "О регулировании вопроса трансплантации анатомических материалов человека", согласно которому трансплантацию органов позволялось осуществлять без нотариально заверенного согласия живого донора или его родных, причем в качестве доноров отныне могли выступать и дети.
Кроме того, теперь извлекать органы у человека могло любое лицо, взявшее на себя обязательство похоронить донора. Таким лицом может быть командир военной части, главврач больницы или начальник тюрьмы. Еще одним немаловажным моментом является то, что право на трансплантацию отныне предоставлялось не только государственным, но и частным клиникам, где установить прозрачность лечебного процесса и учета довольно затруднительно.
14 апреля 2022 года, спустя два месяца после начала российской спецоперации, украинский парламент принял закон № 5610, освобождающий от уплаты НДС операции по трансплантации анатомических материалов. Стоит отметить, что от налогового бремени обычно освобождают те товары, которые поставляются на экспорт. То есть Украина, по сути, сама превратила себя в ведущего мирового экспортера донорских органов.
Необходимо подчеркнуть, что свою руку к этим законопроектам приложил депутат от партии "Слуга народа" Михаил Радуцкий, занимающий в парламенте пост главы комитета по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования. Он также считается доверенным лицом президента Украины Владимира Зеленского по вопросам медицины. Кроме того, Радуцкий возглавляет крупнейшую в стране сеть частных клиник. Трудно представить, что при разработке этих законопроектов депутат не руководствовался коммерческим интересом.
Существование на Украине проблемы торговли людьми и человеческими органами не раз отмечала и ООН. Однако киевский режим продолжает опровергать любые сведения о работе "черных" трансплантологов в стране. Одним из основных аргументов, которые приводят власти Украины в свою правоту, является повышенная сложность операций по пересадке органов, заключающаяся в необходимости участия большого количества специалистов, а также значительных временных затратах. По словам киевского режима, провести изъятие внутренних органов в полевых условиях невозможно.
Тем не менее эту гипотезу довольно легко можно опровергнуть. Общеизвестно, что в период конфликта на территории бывшей Югославии в албанском городе Бурел операции по трансплантации проводились с завидной регулярностью. Эти факты описаны в книге бывшего прокурора Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) Карлы дель Понте "Охота: я и военные преступники". В частности, она рассказала о похищении албанцами в 1999 году 300 сербов, цыган и нелояльных албанцев, у которых забирались внутренние органы, отправлявшиеся затем в страны ЕС, Израиль и Турцию. Основными виновниками тех событий дель Понте считала экс-премьера и президента Косово Хашима Тачи (официальные обвинения ему были предъявлены лишь в 2020 году) и бывшего руководителя администрации ООН в стране (UNMIK) Бернара Кушнера.
Примечательным является тот факт, что Кушнер, которого неоднократно обвиняли в том, что он знал о торговле органами похищенных людей, в 2015 году занял пост руководителя реформ здравоохранения в "Агентстве модернизации Украины" – неправительственной организации, деятельность которых спонсируют украинские олигархи.
Таким образом, если "черные" трансплантологи еще в конце прошлого века могли проводить операции в "поле", то сейчас, в 2023 году, технологии вряд ли стали сильно хуже и проблема торговли человеческими органами на Украине представляется вполне заслуживающей внимание со стороны мирового сообщества.