Человек с большим сердцем: друзья и коллеги о югоосетинском Левитане – Донаре Кумаритовой

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Диана Козаева, Sputnik
Восемьдесят пять лет назад родилась Донара Александровна Кумаритова – легендарный диктор югоосетинского радио, голос которой был знаком каждому, а выражение "Дзуры Цхинвал" узнаваемо по сегодняшний день. На протяжение многих лет ее голос, звучавший из радиоприемников, рассказывал людям о главных событиях. Ее голос также звучал из громкоговорителя на главной площади Цхинвала во время праздничных парадов.
Донара Александровна родилась в городе Цхинвал. После окончания школы она поступила в школу-студию им. Немировича-Данченко, затем – в МХАТ им. Горького, получила диплом с отличием по специальности актриса драматического театра и кино. После возвращения в Южную Осетию она недолгое время играла на сцене госдрамтеатра, а затем стала диктором югоосетинского Комитета по радиовещанию и телевидению (ГТРК "Ир").

"Или семья, или театр. Она выбрала дочь"

С Джамболатом Лоховым, нынешним шеф-редактором информационной службы на осетинском языке ГТРК "Ир", они девять лет проработали в радиокомитете. Она запомнилась ему хорошим, добродушным человеком, благородной женщиной.
"У них вся семья была такой: ее дед Кима Кумаритов был учителем и одним из наиболее видных просветителей, ее мама всю жизнь проработала в детском саду, а супруг Таурбег Гаглоев был ярким представителем осетинского изобразительного искусства", – рассказал он.
Бывший коллега до сих пор помнит, как тепло она приняла молодого сотрудника, только что устроившегося на работу оператором.
В то время передачи на осетинском радио выходили три раза в день. Вечерние новости и другие программы Донара Александровна вела вместе со своим однокурсником по МХАТу Алиханом Тедеевым, но у того по понедельникам бывал выходной, и спустя два-три года ее со-ведущим стал Джамболат Лохов. А когда Тедеев уехал из республики, стал ее постоянным напарником.

"Она со всеми в коллективе находила общий язык. Тогда условия работы были очень уж ограниченные, все 25 человек – от редактора до кассира – сидели в одном кабинете, но отношения между нами были очень теплые. Когда Донара приходила на работу, она вносила радость. В любой ситуации она не теряла свой позитив. Даже во время войны, под свистом пуль, она каждый день приходила на работу. Меня тогда уже не было здесь, но Донара, Шамиль Гугкаев, Авгар Тедеев, Александр Букулов и многие другие мои коллеги каждый день в девять утра уже были на своих рабочих местах, хотя в кабинетах не было ни тепла, ни света", – поделился воспоминаниями Лохов.

Он помнит, что в год два раза Донара Александровна ездила к дочери в Москву, где та училась на дизайнера, и ни разу не вернулась к коллегам с пустыми руками, она каждого радовала небольшим подарком из столицы.
"После учебы в театральном училище, она недолго поработала в театре. Однажды я ее спросил, почему она оттуда ушла и оставила сцену. Донара рассказала, что как-то во время выезда труппы в Ленингорский район получилось так, что ее единственная дочь, придя из школы, не смогла попасть домой и ждала возле забора, пока она приедет. Тогда она сказала себе: или семья, или театр. Она выбрала дочь, которую воспитала одна. Но, к сожалению, дочь скончалась в молодом возрасте. А Донара не прожила после этого долго, сердце не выдержало потери единственного ребенка", – рассказал ее бывший коллега и друг.
По словам Лохова, в архивах хранится очень богатая фонотека осетинских литературных и музыкальных передач, но современному слушателю осетинского радио, с сожалением отмечает Лохов, они не известны, потому что их не ставят в эфир. Он отметил, что Донара Кумаритова озвучила произведения практически всех осетинских классиков, начиная от Коста Хетагурова до Арсена Коцойты.
"Они были очень хорошо оформлены музыкально Коста Санакоевым. Я хочу поднять эти архивы, потому что таких дикторов у нас больше нет. Сейчас есть просто чтецы, но профессионалов уровня Донары Кумаритовой, к сожалению, больше не было", – добавил он.
Не говорить по-осетински: модно или стыдно?

"Дзуры Цхинвал"

С ней успели поработать и молодые сотрудники радио, которые в свое время, практически на голом энтузиазме, пытались наладить работу радио в Южной Осетии после того, как перестала вещать государственная радиостанция. Одним из них был и Алан Цховребов, заместитель директора ГТРК "ИР" по радиовещанию.
"С Донарой Кумаритовой я был лично знаком, но это было уже в те времена, когда государственное радио, проводное, перестало работать. Мы были совсем молодыми ребятами, делали FM-радио, и ее голос звучал на нашем радио "Нае Улан", – вспоминает Цховребов.
Он рассказывает об абсолютном профессионализме Кумаритовой: в каком бы настроении или состоянии здоровья не была Донара Александровна – она всегда с первого дубля четко, ровно и ясно читала, в том числе большие тексты. Даже если они были написаны не очень разборчивым почерком, она практически никогда не ошибалась.
"Все знают ее голос, слова "Дзуры Цхинвал", и этот тембр до сих пор, можно сказать, звучит в ушах", – отметил Цховребов.
По его словам, она была очень веселым человеком – ее веселила любая шутка, любой смешной случай. Она заливалась очень молодым, почти девчачьим, звонким смехом. Но при этом она была интеллигентнейшим человеком.

"Она исполняла роль Левитана"

Художественный руководитель югоосетинского Госдрамтеатра Тамерлан Дзудцов говорит, что сперва узнал ее голос, который каждый день слышал из домашнего радиоприемника. А через много лет ему довелось познакомиться с ней лично.
"Она была очень жизнерадостной, человеком с большим сердцем. Я узнал пока ее голос, потому что в детстве у нас радио всегда работало на громкости, и когда она начинала читать новости со словами "Дзуры Цхинвал", мне он казался очень приятным и красивым. И когда я потом познакомился с ней лично, то, можно сказать, был поражен тем, что столкнулся с такой звездой", – рассказал Дзудцов.
Он отметил, что Донара Кумаритова окончила МХАТ вместе с другими актерами Госдрамтеатра, в котором проработала недолгое время, но после ухода на радио она, без сомнения, стала голосом Осетии, как и Алихан Тедеев, с которым она вместе окончила театральную школу-студию.
"Одной из первых исполнительниц главной роли в спектакле "Свадьба мертвых" была Донара Кумаритова, потом ее заменила Людмила Голованова. Во время грузинской агрессии, наверное, можно сказать, был яркий период жизни Донары, когда она под обстрелами шла на радио и читала все сводки. В этом плане она "исполняла" роль Левитана, правильным, поставленным голосом рассказывала о том, что происходит в республике", – говорит Дзудцов.
Королева сцены: юбилей Эвелины Гугкаевой
"Мы потеряли великую актрису, великого диктора"
Народная артистка Южной Осетии Эвелина Гугкаева признается, что уход подруги, Донары Кумаритовой, был для нее большой потерей. Они вместе окончили театральную школу-студию, вместе работали в театре и успели сыграть на одной сцене в нескольких спектаклях.
"Она была очень талантливой, одаренной актрисой. Все хорошее, что можно сказать о человеке, о женщине, можно приписать Донаре Кумаритовой. Но женского счастья она так и не обрела – ее муж рано ушел из жизни, в молодом возрасте умерла и дочка", – с горечью говорит Эвелина Леонтьевна.
Другого диктора радио, по ее словам, она себе представить не может.
"Я другого диктора на радио и представить не могла, настолько родным был ее голос. Она была везде профессионалом. Ее уход был для меня большой потерей. Мы потеряли великую актрису, великого диктора. Равных ей на радио больше не было. Она была знатоком чистого осетинского языка. А праздничные парады неизменно сопровождал ее голос. Она оставила большой след везде, где работала", – добавила народная артистка.
Донара Кумаритова была автором литературно-музыкальных передач по Нартскому эпосу, по творчеству русских классиков, создала замечательные радио композиции, познавательно-развлекательные передачи для детей и многое другое. Она заслуженно носила звание диктора высшей категории.