Алания есть, она жизнеспособна и ее культура развивается: Бзаров о выставке в Эрмитаже

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Диана Козаева, Sputnik
Выставочный проект "Сокровища Аланского царства" в социокультурном и культурно-политическом плане дал возможность продемонстрировать, что Алания существует, что она жизнеспособная и ее культура развивается. Таким мнение в интервью радио Sputnik поделился руководитель североосетинского Института истории и археологии, доктор исторических наук, профессор Руслан Бзаров.
Выставка "Сокровища Аланского царства. К 1100-летию крещения Алании", открытая в декабре прошлого года, на днях завершила свою работу. Искусство, культура и история алан были представлены более 500 экспонатами из коллекций 11 музеев и научных институтов России. Четыре зала Зимнего дворца вместили почти 2000-летнюю историю Алании.

"Выставка в Эрмитаже – это часть большой программы мероприятий, которые указом президента России были посвящены 1100-летию Крещения Алании. Институт археологии – место, где родилась идея этой выставки и был создан ее научный проект. Большая часть аланского искусства и художественного ремесла, которые демонстрировалась в Эрмитаже, тоже принадлежит институту", – рассказал Базров.

В создании выставки, помимо Института археологии, участвовало несколько крупнейших музеев: Национальный музей Северной Осетии, Музей древностей Алании СОГУ, Художественный музей имени М. С. Туганова, Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей, Государственный музей искусств народов Востока, Российский этнографический музей, Институт истории материальной культуры Российской академии наук, Санкт-Петербургский филиал Архива РАН и Библиотека РАН.
По словам ученого, у такого большого проекта должны быть серьезные кураторы – им стала декан факультета искусств СОГУ Мадина Атаева.
Радио
"Сокровища Аланского царства": Бзаров о выставке в государственном Эрмитаже
Бзаров отметил, что на организацию выставки было потрачено немало сил и энергии, учитывая, в том числе, условия транспортировки экспонатов из Владикавказа до Москвы, а затем в Петербург. Все экспонаты везли под серьезной охраной.
"На мой взгляд, выставка прошла очень эффектно и успешно, она вызвала большой интерес культурной и научной общественности Петербурга, Москвы и Северной Осетии", – сказал он.
Бзаров рассказал, что в рамках проекта была и сопроводительная программа, в которой участвовали представили Осетии – от детей до солидных ученых. В частности, изостудия Государственного Эрмитажа и Владикавказская художественная школа провели выставку детского творчества и серию мастер-классов. При этом, заметил ученый, и петербургские, и осетинские дети рисовали Аланию, "рисовали то, что они видели на выставке, и то, как представляют себе жизнь древней и средневековой Алании".
"Были малые культурно-просветительские проекты, встречи по старинному танцу, где обсуждались аланские и европейские средневековые танцы и так далее. В этом принимала участие большая молодежная и студенческая аудитория. Завершающим, важным, на мой взгляд, аккордом стала научная конференция "Алания до и после принятия христианства. Памятники. Открытия. Контекст", в которой приняли участие представители 11 различных музейных и научных учреждений – около 30 ученых, которые занимаются историей и культурой Алании", – сказал ученый.
Первого апреля в Малом атриуме Государственного Эрмитажа прошел "День Алании", на котором глава парламента Северной Осетии Таймураз Тускаев и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский "констатировали успех и запланировали продолжение". Бзаров напомнил, что между Эрмитажем и Северной Осетией еще до выставки было заключено специальное соглашение по активным контактам, которые планируются в разных областях.
В Эрмитаже открылась выставка "Аланское царство глазами детей"
"Глава Северной Осетии буквально на днях рассказал о том, что в его планах провести полную выставку в Осетии. Надо понимать, что на перевозку и собирание экспонатов нужны силы и средства большого объема. Будем надеяться. Это не так просто, собрать все коллекции из разных музеев. При том, что не все музеи, в которых есть хорошие аланские коллекции, были охвачены. Они есть, например, в Азове, Краснодарском краеведческом музее, Ставрополе. Нужно планировать. Может, не собирать всех вместе, а приглашать по одному музею время от времени", – предложил он.
Самое главное, отметил ученый, в том, что в Осетии есть хорошая коллекция, и республика никому, в том числе Эрмитажу, по ценности и эффектности аланской коллекции не уступает. По его словам, в других музеях есть шедевры аланского искусства, но общая фундаментальная и контекстная база все-таки в Осетии, и ее надо развивать и уважать.

"Мы сами должны сначала осознать свое место в истории, современном мире, и тогда выставки будут хорошим подспорьем. Вокруг выставок не строится жизнь народа, в них она проявляется. И этот выставочный проект в социокультурном и культурно-политическом плане тем и хорош, что послужил поводом и дал возможность продемонстрировать, что Алания существует, что она жизнеспособна и ее культура развивается. Она показала, что аланы современны и, относясь уважительно и демонстрируя человечеству наследие своих предков, тем не менее, устремлены в будущее. Для меня это самое важное. Если бы этого не было, я бы, наверное, никакого участия в ней не принимал. Вся программа празднования крещения и этот выставочный проект дали повод, чтобы такой месседж послать", – подчеркнул он.

В 2017 году президент РФ Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2022 году 1100-летия крещения Алании. После вступления указа в силу, было решено, что одним из главных направлений подготовки к знаменательной дате станет реконструкция и ремонт ряда объектов культурного наследия. В программу празднования также вошли и проекты в сфере науки, культуры, образования, а также издательской деятельности.
Празднование 1100-летия крещения Алании является знаковым событием не только для Северной Осетии, но и для всего православного мира. Основные торжества в честь знаменательной даты прошли в республике в сентябре прошлого года.