Во Владикавказе разработали проект благоустройства части набережной реки Терек

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Мастерские архитекторов Руслана Аликова и Олега Козырева разработали проект благоустройства части набережной реки Терек, охватывающий левый берег в промежутке от Красногвардейского до Кировского моста во Владикавказе. Конкурс на благоустройство набережной был объявлен АМС города. Какой должна выглядеть идеальная набережная, корреспондент Sputnik Анна Кабисова узнала у главного архитектора проекта Руслана Харитоновича Аликова.
Руслан Харитонович, почему набережная считается важной частью города?
— Набережная является важной частью города из-за своего географического положения: Терек считается композиционной осью Владикавказа и через его пойму город получает свежие потоки воздуха с гор. Он был основан как крепость, которую расположили именно возле реки. Ну и самое главное — набережная акцентирует внимание горожан на прекрасном виде Главного Кавказского хребта. Вначале город располагался на одной стороне реки Терек, постепенно разросся и перешел на другую сторону: и река оказалась посередине. И это здорово, потому что горожанам открыт доступ к реке, сам Бог велел устроить здесь зону отдыха в виде набережной и ряда парков.
Мы видим, что набережную потихоньку облагораживают. Как вы оцениваете эти попытки?
— Набережная по левому берегу ниже Чапаевского моста сделана неплохо. Эта часть набережной достаточно популярна у населения. Но всегда хочется лучшего: говорят же, что лучшее — враг хорошего, но, вообще, надо всегда стремиться к идеалу.
Пока что мы видим, что благоустроенная набережная — это удобная дорога и лавочки, а что еще важно привнести?
— Важно, чтобы человек мог выйти на набережную и на пять минут, чтобы подышать свежим воздухом, и целый день провести там при желании. А для этого на набережной должен быть весь необходимый сервис: кафе, развлечения, познавательный досуг и туалеты, которых у нас в городе можно посчитать на пальцах одной руки.
Руслан Аликов
Да, это большая проблема, о которой постоянно все говорят. Но почему их нет?
— По правой стороне набережной канализация есть, а по левой — нет.
Из-за этого?
— В нашем проекте предусмотрены туалеты каждые 700-900 метров, но их не будет там до тех пор, пока не проложат канализацию.
В вашем проекте благоустройства набережной большое внимание уделяется созданию комфортной среды для велосипедистов. Почему для вас это важно, помимо того, что город необходимо разгружать от засилья автотранспорта?
— Передвигаясь по городу на велосипеде, вы помогаете экологии. Но, кроме этого, развиваете себя физически. Езда на велосипеде — это и вид отдыха, и вид спорта. Под велосипедный спорт в проекте отведена часть набережной: от Красногвардейского моста (выходит к Дому печати – ред.) до улицы Грибоедова на север. Для чего нужен большой спорт? Чтобы у детей и молодежи зажечь интерес к занятиям физической культурой. Кому нужны были бы достижения большого спорта, если бы в этом не было воспитательной цели? Сам по себе большой спорт здоровья не дает — здоровье дает физкультура.
Вы также уделяете большое внимание культуре. В проекте предусмотрены творческие досуговые центры, памятники выдающимся деятелям культуры Осетии. Расскажите об этом подробнее.
— Нам хочется пропагандировать осетинскую культуру шире. Нельзя зацикливаться на Коста Хетагурове, ведь у нас немало и других известных деятелей. Конечно, Коста —вершина нашей культуры, но важно рассказывать и о других личностях. Тот же Темирболат Мамсуров (1845-1898 гг., считается первым осетинским поэтом, эмигрировал в Турцию – ред.) не так известен в Осетии, как хотелось бы. Сохранилось не так много его произведений, так как в Турции Мамсурова не особо воспринимали как поэта, но, наверняка, его наследие гораздо больше… Или, Вероника Дударова – первая женщина дирижер, известна во всем мире, а в Осетии ее недостаточно знают.
Гергиев всех затмил.
— Да (улыбается – ред.). Ни в одной республике Северного Кавказа нет такого количества и такого качества скульпторов и художников, но почему-то в городе мы видим работы не лучшего уровня. Есть, конечно, хорошие памятники Вахтангову и Булгакову, но много поставили и такого, что лучше бы это вообще не появлялось в общественном пространстве. Мы прошлись по мастерским скульпторов и выбрали тех, кого хотели бы показать. Памятники Веронике Дударовой и Васо Абаеву созданы Олегом Цхурбаевым, памятник Темирболату Мамсурову слепил Тамерлан Зангиев. Прекрасные скульптуры у Заура Царитова – его, к сожалению, уже нет в живых, но работы, даже уже отлитые в бронзе, семья готова предоставить. Конечно, они заинтересованы в том, чтобы его работы появились в городе. Хотелось бы также показать скульптуры Георгия Сабеева, Олега Царгасова, Сергея Цахилова (его прекрасная работа "Рождение нарта Сослана" располагается в сквере возле Осетинского театра). Мы хотели бы, чтобы произведения лучших скульпторов Осетии были представлены на набережной. Но важно сказать, что мы не настаиваем на том, чтобы скульптуры Темирболату Мамсурову, Веронике Дударовой, Васо Абаеву были установлены именно там, где они располагаются в проекте. Нам важнее показать, что эти люди достойны увековечивания, а где именно поставят им памятники – вопрос для дискуссии.
1 / 10
Во Владикавказе разработали проект благоустройства части набережной реки Терек
2 / 10
Во Владикавказе разработали проект благоустройства части набережной реки Терек
3 / 10
Во Владикавказе разработали проект благоустройства части набережной реки Терек
4 / 10
Во Владикавказе разработали проект благоустройства части набережной реки Терек
5 / 10
Во Владикавказе разработали проект благоустройства части набережной реки Терек
6 / 10
Во Владикавказе разработали проект благоустройства части набережной реки Терек
7 / 10
Во Владикавказе разработали проект благоустройства части набережной реки Терек
8 / 10
Во Владикавказе разработали проект благоустройства части набережной реки Терек
9 / 10
Во Владикавказе разработали проект благоустройства части набережной реки Терек
10 / 10
Во Владикавказе разработали проект благоустройства части набережной реки Терек
Вы разработали проект благоустройства части набережной, которая располагается в центре города, в исторической зоне. Учитывали ли вы этот контекст?
— Скорее, мы ориентировались на то, как этот участок города позиционируется сегодня. Например, на этом участке располагается Республиканская национальная научная библиотека – один из важнейших объектов культуры в нашем городе. И хорошо бы от библиотеки сделать мост через Терек. Трудно сказать, когда это может быть реализовано. Изначально эта идея была заложена еще в генплан города, который был утвержден в 1984 году, а затем сохранилась и в генплане 2011-го. Движение в этом направлении было начато еще в 80-е годы: начиная от Суннитской мечети, на той территории начали сносить все ветхое жилье, но невозможно одним махом все убрать, поэтому часть домов осталась. Потом люди приватизировали жилье и землю, появились законы, охраняющие частную собственность, и сегодня с этим дела обстоят сложнее.
То "ветхое" жилье на набережной возле Национальной библиотеки, о котором вы говорите, для меня — старые, атмосферные домики, которые умиляют своей историей и уютом. Может быть, стоить подумать об их реставрации, а не сносе?
— Посмотрите на жилой дом, который построен ниже Кировского моста: дворами он обращен на набережную. Мы его называем расческа, так как он длинный и с ответвлениями. Не так давно жильцы этого дома захотели, чтобы их двор был больше, и отгородили часть набережной себе, оставив для горожан пять метров общественного пространства. А помнится, что мы говорили проектировщикам этого дома, что нельзя дворы ориентировать на набережную, лучше ориентировать фасадом. Тогда это будет естественным ограничением, а когда наоборот, то у жильцов все время будут поползновения расширить свои владения.
Парковку расширить, например.
— Набережная считается общественным пространством, и по ней свободно может прохаживаться любой горожанин, и никаких частных владений не должно быть на этой территории. Возвращаясь к вопросу про милые старые домики: если дома, которые построены вдоль набережной, сохраняют малую этажность, то это благо, но нельзя, чтобы дома выходили двориками или задними фасадами к набережной. Это одна из основных позиций, предусмотренных в генеральном плане города. Общественные пространства должны быть отделены от частных естественными границами, будь то главный фасад или автомобильная дорога. Но, кстати, автомобильную дорогу в непосредственной близости к набережной нельзя делать. От Красногвардейского моста к северу уже проведена такая дорога. Мы были против, но у нас же есть люди, которые могут все что угодно протолкнуть. Дорогу сделали, и в нашем проекте мы хотим ее превратить в велосипедную.
Помимо библиотеки, в вашем проекте задействованы Осетинский театр и Музыкальный колледж.
— Тематику набережной мы привязываем к тем учреждениям, которые уже есть на этой территории. Например, в проекте предусмотрена открытая эстрада на набережной. Почему бы студентам колледжа не выйти и не показать свои умения? И актеры Осетинского театра так могут поступить, и ансамбль "Алан".
1 / 2
Архитекторы
2 / 2
Руслан Аликов
Ваш проект уже утвержден и ждет своей реализации?
— Участвуя в конкурсе, мы разработали проект всей набережной. С нами заключили договор на одну четвертую часть набережной – ее левую часть от Красногвардейского до Кировского моста. Мы ожидали, что теперь надо работать над проектом остальных частей набережной, но потом неожиданно "отдали" остальную часть набережных в Москву.
Сейчас администрация дожидается, когда москвичи закончат свою работу, чтобы добиваться федерального финансирования на реализацию проекта благоустройства всей набережной. Если все сложится хорошо и деньги дадут, то проект начнут реализовывать, но с какой части начнут — неизвестно. Я так думаю, что на благоустройство всех отрезков набережной понадобится около десяти лет.
Недавно московские архитекторы привозили свои наработки. Естественно, они бывали во Владикавказе, но проникнуться атмосферой и душой города невозможно за несколько поездок. Пока что их проект концептуальный без конкретных чертежей с реальными размерами и проработкой. Логично, что эту работу должны делать наши архитекторы. Можно эту работу поручить разным мастерским и идти широким фронтом, тогда будет более подробный проект с использованием местного материала.
Важно ли, чтобы у всей набережной был единый концепт, или каждая часть города имеет свою изюминку, и части набережной тоже должны благоустраиваться индивидуально?
— Несомненно, общая идея должна быть. Например, такая, как исключение с набережных автотранспорта и использование велосипедного транспорта, возможность пройти пешком по набережной из одного конца города в другой и так далее. А образно — части набережной могут быть разные.
Проект благоустройства создавали два архитектурных бюро – ваше и Олега Козырева. Почему вы решили объединиться?
— Когда мы начали работу, а сроки были небольшие, то поняли, что одни не справимся и что нужны еще силы. Тогда решили подключить мастерскую Козырева. Я не говорю, что другие хуже или слабее, просто это архитекторы, с которыми нам легче найти общий язык.