Последние два десятилетия в Южной Осетии регулярно поднимается тема формирования Конституционного суда. На бумаге он существует, расписан и порядок его оформления, и количество судей, и другие детали. Однако процесс его формирования неоднократно запинался на разных этапах истории Южной Осетии. О том, что такое Конституционный суд, в чем важность его создания и почему он до сих пор не работает, – в материале Sputnik.
Для чего нужен Конституционный суд
Конституционный суд юридически стоит отдельно от основной судебной системы государства, в такой не пойти из-за аварии на дороге или драки с соседом. КС существует для того, чтобы толковать законы государства, проверять их соответствие Конституции и не допускать возникновения противоречий законов друг другу, основному закону или международным актам.
"В обязанности Конституционного суда входит разрешение противоречий между законами и международными договорами, действующими на территории государства. Это важно, потому что идеальных законов не бывает, законы пишут люди. Ошибки и противоречия неизбежны. КС помогает разбирать такие противоречия, так что это не роскошь, а очень важный механизм государственного строительства", – говорит депутат первого созыва парламента Южной Осетии, политолог Вячеслав Гобозов.
"Его существование прописано в Конституции – если мы хотим, чтобы у нас вообще какие-нибудь законы работали, стоило бы начать с основного".
Кроме того, подчеркивает Гобозов, Конституционный суд важен и для простых граждан государства – ведь "это единственный суд, в котором гражданин может оспорить, уточнить свои права в соответствии с законом, потому что именно толкованием законодательства Конституционный суд и занимается".
Еще один из вопросов, над которым мог бы работать Конституционный суд, – выборное законодательство. Работа КС в этой сфере помогла бы нормализовать процесс выборов, как президентских, так и парламентских, которые, по словам Гобозова, в идеале должны представлять собой политическую рутину, а не кризис, как неизбежно происходит в Южной Осетии.
Министр юстиции Олег Гаглоев подчеркивает, что без КС судебная система государства, по сути, не страдает.
"По своему статусу Конституционный суд занимает обособленное место в судебной системе, он не классический суд, и существенно отличается по своему характеру и роду деятельности. Поэтому судебная система без Конституционного суда свою функцию выполняет. Другое дело, что некому следить за соответствием решений, актов, нормативно-правовых документов Конституции республики", — говорит Гаглоев.
Другое дело, что создание КС прописано в Конституции, принят конституционный закон – то есть де-юре суд уже создан, и его формирования требует закон.
"Формировать его надо чем раньше, тем лучше", — подчеркивает Гаглоев.
Законодательство Южной Осетии о Конституционном суде
В Конституции Республики Южная Осетия отдельно стоит пункт о том, что в течение года, с момента принятия основного закона (апрель 2001 года), должны быть приняты упомянутые в нем конституционные законы. В соответствии с этим пунктом в августе 2001 года в Южной Осетии был разработан и принят конституционный закон "О Конституционном суде Республики Южная Осетия", который перечисляет полномочия Конституционного суда и устанавливает порядок его создания.
Согласно действующему законодательству, КС Южной Осетии состоит из пяти судей и формируется совместно президентом и парламентом. Так, двух судей Конституционного суда назначает президент, двух – парламент, а пятый – глава Конституционного суда – назначается президентом при условии одобрения парламента, выраженного большинством голосов избранных депутатов. При этом представлять одну и ту же кандидатуру на должность главы КС президент может не более двух раз.
Есть и другие аспекты работы Конституционного суда, проработанные в законе. Так, судьи КС назначаются на один срок в 10 лет, повторное назначение не допускается. Судьи должны быть в возрасте не менее 30 и не более 70 лет, с безупречной репутацией, иметь высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет. Они не имеют права состоять ни в какой политической партии и, более того, даже просто присутствовать на съездах и конференциях партий и движений. Заниматься любой политической деятельностью и входить в руководство любых общественных объединений – даже не политических – они тоже не могут.
Кроме того, в конституционном законе прописано, что судьи КС должны быть назначены в течение одного месяца после вступления закона в силу – то есть до середины сентября 2001 года. Однако и сегодня, в марте 2023 года, Конституционный суд Республики Южная Осетия все еще не сформирован.
Попытки сформировать КС в Южной Осетии
Нельзя сказать, что создание КС просто забыто – за последние двадцать лет предпринималось несколько попыток укомплектовать состав суда. Так, в 2011 году бывший президент Эдуард Кокойты назначил двух судей КС – Эльдара Кокоева и Григория Собаева. Однако указ был отменен следующим президентом Леонидом Тибиловым, который, в свою очередь, в 2015 году назначил судьей КС Алана Джиоева (тогда и сейчас — главу администрации президента), а также направил требование парламенту назначить двух судей, полагающихся по закону, а правительству – утвердить оклады работников КС. Также и бывший президент Анатолий Бибилов неоднократно поднимал тему формирования суда.
По словам министра юстиции, один из вариантов формирования Конституционного суда – объединить его с Верховным судом, как поступили, например, в США.
"Учитывая, что у нас идут процессы оптимизации – работа над системой госслужащих, а аппарат КС тоже состоит из госслужащих, то есть мнение, что целесообразно было бы объединить КС и Верховный суд, учитывая наш кадровый запас и небольшой размер государства", — говорит Гаглоев и добавляет, что для такого объединения пока нет нормативных предпосылок.
Таким образом, де-юре суд уже создан, поскольку принят конституционный закон. А формирование суда – требование того же закона.