Особое место в истории Южной Осетии занимают несколько дат, имеющих прямое отношение к долгой борьбе за независимость государства и ее признание. В хронологическом порядке это 20 сентября 1990 года, День провозглашения республики, затем 29 мая 1992 года — День провозглашения государственной независимости, и, наконец, День признания независимости РЮО Российской Федерацией 26 августа 2008 года. Однако в этом списке особое место занимает день, незаслуженно обделенный вниманием общественности: 6 марта 1993 года — День признания независимости Республики Южная Осетия Республикой Северная Осетия – Алания.
По словам заведующего кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова Станислава Кесаева, к 1993 году "народ Южной Осетии свою часть становления юго-осетинской государственности уже прошел":
"Северная Осетия не могла быть в стороне в силу многих причин, как этнических, так и человеческих, исторических. Ведь обе Осетии, и север, и юг, в состав Российской Империи вошли совершенно одновременно, единым территориальным образованием. И все это не могло не сказаться на том, что теперь следующие шаги должна была делать Северная Осетия. Здесь мне хотелось бы обязательно вспомнить Солтанбека Петровича Таболова, который уже в самом начале 90-х годов стал эту тему отрабатывать на уровне Северо-Осетинского научно-исследовательского института. И депутатский корпус был готов, и Верховный Совет Северной Осетии сделал тот политический шаг – мы признали Южную Осетию, подтверждая свой государственно-правовой статус и государственно-правовой статус Южной Осетии".
О том, как стал возможным такой серьезный внешнеполитический шаг со стороны субъекта федерации, мы спросили депутата первого созыва парламента Южной Осетии, политолога Вячеслава Гобозова.
"Учитывая, что Российская Федерация является федеративным государством, а Северная Осетия тогда конституционно позиционировала себя как государство в составе федерации, то в определенных рамках она могла совершать внешнеполитические шаги. За примером далеко ходить не надо – будучи субъектом Российской Федерации, Северная Осетия участвовала в переговорном процессе как отдельная сторона. Случай этот, конечно, редкий, и даже уникальный, если говорить о постсоветском пространстве, но в мире подобные прецеденты уже были", – говорит он.
Однако, несмотря на юридическую сторону вопроса, принятие такого решения не могло быть простым. Так, по словам Гобозова, подготовка к данному шагу велась долгое время, и на протяжении всего этого процесса на руководство Северной Осетии оказывалось "нешуточное давление":
"В том числе и вследствие действий очень влиятельного тогда в Российской Федерации прогрузинского лобби. Так что решение это было отнюдь не легкое. Я всегда говорил и буду говорить, что надо отдать должное тогдашнему руководителю Северной Осетии Ахсарбеку Хаджимурзаевичу Галазову. Прямых запретов из Москвы, естественно, не было, но довольно серьезные влиятельные круги выражали неодобрение. И, несмотря на все, тем не менее Северная Осетия пошла на этот шаг, который совершенно не давал дивидендов североосетинскому руководству в глазах даже той же Москвы, не говоря уже о прогрузинском лобби. Это было мужество".
Принятое в сложный как для Южной Осетии, так и для Российской Федерации период решение Верховного Совета Северной Осетии о признании независимости Республики Южная Осетия стало одним из важнейших шагов на пути к международному признанию Южной Осетии, считает Станислав Кесаев.
"Южная Осетия сделала большую часть правовых и фактических возможных шагов (на пути к независимости – прим. ред.), а Северная Осетия, как субъект Российской Федерации, находящийся в рамках правового поля РФ, обозначила для федерального центра, что правовых препятствий для того, чтобы признавать Южную Осетию, нет", — говорит Кесаев, подчеркивая, что, таким образом, решение 1993 года стало своего рода основанием для признания Южной Осетии Россией в 2008 году.
"Нужна была политическая воля, и Северная Осетия проявила эту политическую волю, показав пример, что (...) надо делать следующий шаг. Дело оставалось только за тем, чтобы продолжить процесс. Но он несколько затянулся. В политике быстрых решений не бывает, да и не должно быть, и ко многим вещам просто надо относиться с большим пониманием".
Говоря о затянувшемся процессе, Вячеслав Гобозов с сожалением выражает мнение, что идеи осетинской интеграции после 2008 года "заболтали".
"В какой-то мере, возможно, замедление интеграционных процессов связано с тем, что до 2008 года ситуация для нас была более сложной, мы не были признаны никем, и Северная Осетия оставалась для нас тем выходом, через который мы могли взаимодействовать и с другими субъектами международных отношений, с Российской Федерацией. И в этой ситуации, естественно, вопрос интеграции для нас был несравненно важнее... Сегодня, я думаю, инициатива должна быть на нашей стороне. Южная Осетия является независимым государством, признанным Российской Федерацией. Северная Осетия является субъектом РФ, ее возможности во внешнеполитической деятельности несравненно более ограничены, чем наши. Мы никогда не встречали со стороны России никаких препятствий, когда пытались высказывать какие-то общие осетинские проекты и идеи, нужна только инициатива", — объясняет Гобозов.
С этим согласен и Кесаев, напоминая, что, если Южная Осетия является суверенным государством, то действия Северной Осетии должны быть юридически согласованы с федеральным центром. Однако в первую очередь надо сосредоточиться на реальной интеграции двух частей народа, на национальном, а не на политическом уровне, а дальше уже решать вопросы "согласованно, иумае".
"Можно искусственно все что угодно объединить, но если под этим не будет реального единства и взаимодействия, реальных общих планов, идей – это будет просто искусственное объединение, которое ничего принципиально не изменит. Поэтому, когда я говорю об интеграции, то говорю не о создании одного обкома вместо двух, а именно о реальном, в национальном плане, аспекте интеграции двух частей осетинского народа, о создании механизмов, которые позволяли бы синхронизировать действия, предпринимать шаги совместно. Проблем перед нашим народом стоит много, и именно перед народом, а не отдельно Северной или Южной Осетией. И эти проблемы можно решать только совместно", — утверждает Гобозов, с сожалением добавляя, что недооцененность сегодняшней даты – закономерный результат отсутствия реальной модели интеграции между Северной и Южной Осетией.
"А ведь это один из самых важных символов нашего единства", — говорит Гобозов.