Во Владикавказе в выставочном зале Союза художников открылась выставка "Образ женщины в творчестве осетинских художников". На выставке представлено 126 работ от 82 художников Осетии в технике живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Магрез Келехсаев, Валерий Цагараев, Жорж Гасинов, Алан Калманов, Таймураз Зангиев, Виктор Цаллагов, Зарина Кумаритова, Фатима Цаллагова, Анастасия Евграфова и многие другие рассказывают о тайне и загадке женщины в своих произведениях.
Репортаж с выставки корреспондента Sputnik Анны Кабисовой.
Молодая художница Зарина Кумаритова, уроженка города Цхинвал, представила на выставке эскиз к картине "Цхинвал 2008".
По словам художницы, первый набросок – карандашный. Его она сделала еще тогда – в 2008 году, но потом долго не могла вернуться к нему.
"Я сама – южанка, родилась в Южной Осетии. В 1992 году, когда началась война, мы переехали во Владикавказ, но часто ездили на юг, так как у нас там много родственников. Летом 2008 года, перед конфликтом, я должна была поехать в Цхинвал на каникулы, но не получилось. Когда началась война, было очень страшно, мы переживали за своих родных. Конечно же этот стресс и тревога за близких не могли не отразиться на каждом из нас. Еще тогда я сделала эскиз карандашом на эту тему, но потом долгое время не хотела к нему возвращаться. Планировала в будущем написать картину, но не знала, когда захочу это сделать", – рассказала художница.
Зарина Кумаритоваа рассказала, что у женщины, изображенной на эскизе, есть реальный прототип, но, в целом, – это собирательный образ многих женщин Южной Осетии, которые из-за войны потеряли своих сыновей.
"На эскизе я написала мать, которая потеряла сына. Я не ставила перед собой цель сделать ее реалистический потрет, для меня было важнее через этот скорбный темный силуэт передать опустошение, боль, трагедию матери, которая осталась без сына, своего родного человека. Жизнь непредсказуема и может очень резко поменяться в любой момент. Война – это очень страшно… Образ этой женщины – образ всего Цхинвала, так как эта трагедия случилась со многими", – сказала Кумаритова.
Скульптор и художник Таймураз Зангиев представил на выставке свою новую живописную работу "Суровые годы Азау". Художник объяснил, что у сюжета картины нет реального прототипа из жизни или художественной литературы, а образ Азау родился спонтанно, в процессе размышлений об образе осетинской женщины недавнего прошлого – наших бабушек.
"Не так давно я смотрел мультфильм Александра Петрова "Корова" (по одноименной повести Платонова – ред.), который я считаю одним из самых лучших в его творчестве. И как-то бессознательно он повлиял на меня, когда я приступил к новой картине. Сперва я написал корову, потом женщину. Получилось красиво, но напоминало советскую колхозную живопись. И смысла особо не было. Я закрашивал, перекрашивал, потом вместо коровы появился бык, а на повозке раненый мужчина. Все рождалось спонтанно. У замысла этой картины нет никакой истории, о которой я всю жизнь трагически думал и наконец выдал", – рассказывает художник.
Таймураз Зангиев хоть и писал спонтанно, но в глубине души вспоминал своих бабушек, которые прожили тяжелую суровую жизнь, их образы для него и являются истинными.
"Мне не хотелось писать картину про женщину "цветочки-лепесточки-радость", не все медом должно быть, а напомнить, какие были женщины раньше, а то их стали забывать. Например, моя бабушка по отцу служила в снайперской роте во время войны, прожила тяжелую жизнь, была суровой, но и доброй. Помню, что еще в 70 лет могла попасть из ружья в пробегающего хомяка", – смеется художник.
"Искушение" Алана Калманова – мерцающая, таинственная картина, которая словно магнит притягивает к себе из любой точки большого зала. Над ней художник работал около трех лет.
"Сначала был задуман триптих. Ева была по классике изображена со змеем. Но мне все не нравилось, я убирал работу, потом возвращался к ней. И вот в итоге получилась такая нежная и целомудренная Ева", – отметил Калманов.
По словам художника, единственный и главный смысл картины состоит в том, чтобы она "зацепила" зрителя.
"Важно, чтобы картина "зацепила". В этом весь смысл. Когда нет назидания, а зритель смотрит, ему нравится, и он не понимает, почему", – добавил он.
На картине яблоко мерцает позолотой – художник вложил в это и пластический смысл, и идейный.
"Сначала у яблока не было позолоты, но потом я подумал, что это уместно: все библейские сюжеты в живописи изобилуют позолотой. В итоге позолота дала новый акцент – и пластически, и по смыслу. Да, мы искушаемся чем-то условно блестящим. Поэтому тут райские яблочки символически золотые, а не красные", – рассказывает автор.
На вопрос, можно ли считать данный образ Евы как искупившей первородный грех, художник ответил скромно.
"Я так глубоко не захожу в смыслы. Для меня важнее вот это ощущение трепета, тонкости, недосказанности картины. В этом вся сложность и важность", – отметил художник.
Выставку можно посетить до 15 марта с 9.00 до 18.00 по адресу: г. Владикавказ, выставочный зал Союза художников РСО-Алания, проспект Коста, 215. Вход свободный.
1 / 4
Выставка "Образ женщины в творчестве осетинских художников"
2 / 4
Выставка "Образ женщины в творчестве осетинских художников"
3 / 4
Выставка "Образ женщины в творчестве осетинских художников"
4 / 4
Выставка "Образ женщины в творчестве осетинских художников"