Открытая, искренняя, простая, безгранично талантливая, любящая, яркая, неординарная – это все о Жанне Плиевой, чей талант и творчество еще предстоит оценить по достоинству.
В Южной Осетии в минувшее воскресенье не стало советского и российского композитора, пианистки, народной артистки Южной Осетии, лауреата Государственной премии РФ Жанны Васильевны Плиевой. Она скончалась на 75-м году жизни. В феврале в республике планировали широко отметить юбилей музыканта.
День памяти вместе с Мариинским театром
Мероприятия планировали совместно с художественным руководителем и генеральным директором Мариинского театра Валерием Гергиевым.
"Мы готовили ее юбилей совместно с Мариинским театром, который хотел в день юбилея дать здесь представление. Я не думаю, что мы отменим эти планы, и 10 февраля отметим день памяти Жанны Плиевой", – сообщил в интервью Sputnik художественный руководитель Госдрамтеатра Южной Осетии Тамерлан Дзудцов.
Он отметил, что все мероприятия пройдут в стенах Госдрамтеатра, в котором Жанна Плиева в возрасте 11 лет начала работать концертмейстером.
"Возможно, это было впервые в истории. Туда ее привела заведующая музыкальной частью театра Зинаида Хабалова. Жанна работала в театре, пока не уехала учиться во Владикавказское музучилище, которое сегодня носит имя Валерия Гергиева. Но театр всегда был для нее родным местом, и все старшее поколение было лично с ней знакомо. Она всегда заходила, когда приезжала в Цхинвал, и театр наполнялся ее энергетикой", – вспоминает Дзудцов.
Он рассказал, что каждый год поздравлял Жанну Васильевну с днем рождения. Видеться чаще не получалось из-за проблем со здоровьем. По словам Дзудцова, она не всегда узнавала гостей, но когда это происходило, у нее были сильные эмоциональные всплески, которые могли навредить ей еще больше.
Композитор мирового уровня
Дзудцов уверен, что Жанна Плиева внесла неоценимый вклад не только в осетинское музыкальное искусство, но и во все мировое.
"Потому что она – композитор мирового уровня, чье имя уже вошло в историю, чье творчество никогда не иссякнет и всегда будет востребованным. Она, имея глубочайшие осетинские корни, смогла сделать такую музыку, что осетинская музыка с помощью нот Жанны Плиевой вошла в мировую сокровищницу. Она создала гениальные произведения. Хотелось бы, чтобы это было не просто издано в нотных книгах, но и исполнялось", – сказал он.
Жанна Плиева оформляла спектакли и для югоосетинского театра, один из них "Где-то поют осетинские парни". Это был первый мюзикл, который поставили на сцене Госдрамтеатра. Она написала музыку и к первому дипломному спектаклю Тамерлана Дзудцова "Аланы", которая стала шедевром и осетинской музыкальной культуры, и мировой.
По словам худрука театра, у Жанны Плиевой есть интересные произведения, которые даже не прозвучали еще со сцены.
"Сейчас готовится постановка балета "Фатима". Мы разговаривали с Валерием Абисаловичем, он сказал, что обязательно они эту постановку сделают и покажут на сцене югоосетинского театра", – добавил Дзудцов.
"Она должна была творить многие годы"
Многолетний друг Жанны Плиевой, художественный руководитель и главный балетмейстер московского ансамбля танца "Алания" Тимур Мурашев с особой теплотой вспоминает о выдающемся композиторе. Он признается, что ее уход – это большое потрясение для всех, кто знал Жанну Васильевну.
"Жанна – это удивительная часть нашей общественной и музыкальной жизни. Она человек космический, удивительно веселый, талантливый. С ней было настолько легко… Мы с ней дружили, я бывал у нее в гостях. Я хотел сложить осетинскую традиционную хореографию с классической музыкой осетинского направления. Ее это тоже сильно занимало. Она сидела, играла на рояле, у нее были короткие пальчики, и я всегда удивлялся, как она доставала эту клавишу", – вспоминает он.
Тимур Романович рассказывает, что уже через несколько секунд знакомства ему казалось будто он знает ее всю жизнь, настолько проста и искренна Жанна Плиева была в общении со всеми, кто ее окружал.
"В Москве собралась осетинская общественность, я тоже пришел туда, и уже не помню, кто нас представил, но ко мне подошли и сказали, что это великая Жанна Плиева. Я слышал что-то про нее, но видел ее в первый раз. Она так со мной заговорила, как будто мы двести лет знакомы. Она похлопала меня по плечу, заговорила по-осетински и предложила: "Ты приходи, приходи ко мне, мы сядем, вместе что-то придумаем". Я через неделю уже был у нее", – говорит он.
Жанна Плиева бывала на всех осетинских мероприятиях, а ее появление всегда сопровождалось позитивом, улыбками. Она со всеми была одинаково тепла, открыта и откровенна, рассказывает ее друг.
Он вспомнил несколько наиболее ярко запечатлевшихся в его памяти случаев, которые показывают, личностью какого масштаба была Жанна Васильевна.
"В Москве идет большой концерт, и Жанна появилась там с какой-то папкой с нотами. В тот момент мимо проходил Валерий Абисалович, она его очень по-свойски окрикнула: "Валера, посмотри!", и сунула ему в руку эту папку. Он открыл ее, пробежал глазами, сразу прочитал все ноты, позвал второго режиссера, подал ему папку и сказал: "С завтрашнего дня начинайте репетировать". Мне показалось, что он сразу понял, что это что-то гениальное, высший пилотаж классической музыки", – поделился воспоминаниями Мурашев.
Он уверяет, что все ее очень сильно любили. Она приходила на концерты, заходила за кулисы, должна была всех обнять, поцеловать, какие-то добрые слова сказать.
"Многие моменты из музыкального репертуара нашего ансамбля подсказала она. Когда мы начали писать музыку для наших танцев, я пришел, объяснил ей, что будет, и она говорит: "Я Жанна Плиева, если я тебе что-то подскажу, ты можешь это принять по-доброму?" Она подсказала многие вещи, и именно ее мысли я потом передал аранжировщику Аркадию Цорионти. Я благодарен, что судьба свела меня с ней. Мне даже слов не хватает", – говорит Мурашев.
Однажды он предложил ей пойти в цирк, где выступали артисты Мухтарбека Кантемирова.
"Вы бы видели, когда мы пришли, это был ребенок в зале, который прыгал, скакал, восхищался. Люди рядом сидели, не осетины, но она всех заряжала своей энергией. Это все надо запоминать, рассказывать. Забывать такого человека нельзя", – рассказал он.
"Она никогда ни на что не жаловалась, не ныла. Да, наверное, она потом уходила в себя и все проблемы переживала внутри. Конечно, гибель единственного сына сбила ее с ног, эта трагедия сломала ее. Не дай бог, кому-то такое пережить", – отметил Мурашев.
До переезда в Цхинвал он навещал ее в московской больнице, где Жанна Плиева лечилась после нападения.
"Я видел ее в больнице в Москве, мы по теплому общались, она была уже не та Жанна, но ее глаза, ее тепло были те же. Последний раз я видел ее в Цхинвале в 2018 году, она была уже в очень болезненном состоянии. Мне сложно сейчас об этом вспоминать. Она должна была творить еще многие годы", – признается Мурашев.
Он выразил соболезнования всем жителям Южной и Северной Осетии, фамилии Плиевых, всему осетинскому народу.
"Мы для себя, наверное, еще не полностью раскрыли весь ее талант, это все надо будет еще изучать. Вчера я встречался с председателем Московской осетинской диаспоры Аланом Абаевым, он четко дал понять, что в этом году мы должны провести день памяти Жанны, собрать наших земляков и вспомнить ее", – добавил Мурашев.
Звезда имени Жанны Плиевой
Жанна Плиева родилась в Цхинвале, здесь же окончила Цхинвальскую детскую музыкальную школу, а в 11 лет официально работала концертмейстером в Югоосетинском государственном драматическом театре.
Позже поступила во Владикавказский колледж искусств имени В. Гергиева на отделение специального фортепиано. По окончании училища поступила в Ленинградскую консерваторию на фортепианный факультет, а после на факультет композиции.
Она участвовала в престижных творческих конкурсах, была обладателем множества наград. В 2002 году Плиева была удостоена Государственной премии России за балет "Небесное зеркало" на сцене Государственного обрядового музыкального театра "Арвайдан". Она является заслуженным деятелем искусств России. В 2018 году получила звание народного артиста Республики Южная Осетия.
Ее здоровье пошатнулось после нападения в 2015 году. Музыкант попала в больницу с открытой черепно-мозговой травмой и телесными повреждениями. За короткое время она перенесла два инсульта, после которых уже не могла самостоятельно передвигаться, у нее нарушилась речь. Она оказалась прикована к инвалидному креслу, поэтому двоюродные сестры перевезли ее из Москвы в Цхинвал, где Жанна Васильевна и провела свои последние годы.
Именем Плиевой названа звезда в созвездии Водолей. Для этого Минкультуры РЮО обратилось в "Роскосмос". Плиева стала первой женщиной в Южной Осетии, именем которой названа звезда.