"Нравственное воспитание детей важнее, чем эстетическое": режиссер Эрмик Бабаянц

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
В Республиканском лицее искусств во Владикавказе завершился фестиваль "Рождественские встречи" – ежегодный праздничный форум учащихся лицея.
В рамках фестиваля состоялась выставка "Зимняя сказка", на которой были представлены живописные работы учеников изобразительного отделения лицея, концерт камерной музыки "Рождественское созвучие" из цикла "Музыкальная гостиная", мастер-класс артиста балета из Санкт-Петербурга Антуана Мальцева, сольный концерт "Вечная классика" лауреата Всероссийских и международных конкурсов, преподавателя народного отделения лицея искусств Лианы Салбиевой, а также "Фыдӕлты фарн" – концерт, посвященный Году народного творчества.
Завершающей точкой насыщенной разнообразной творческой программы фестиваля стал спектакль "Белоснежка и семь гномов", поставленный руководителем театральной студии "Лицей", заслуженным работником культуры РСО-Алания Эрмиком Бабаянцем.
В спектакле по мотивам пьесы Льва Устинова и Олега Табакова было задействовано 46 человек.
Корреспондент Sputnik Анна Кабисова побывала на премьере спектакля, после чего поговорила с режиссером-постановщиком Эрмиком Бабаянцем, под чьим руководством театральная студия "Лицей" существует уже более двадцати лет и имеет в копилке около 50 постановок: лучшие сказки для детей и произведения русской и зарубежной классики.
Эрмик Бабаянц
Расскажите, как возник замысел постановки нового спектакля "Белоснежка и семь гномов"?
Эту сказку очень любит моя внучка, которой сейчас 4,5 года. Когда она впервые увидела одноименный мультфильм "Диснея", то была просто очарована Белоснежкой и гномами. Мы смотрели мультфильм несколько раз, она очень живо реагировала: смеялась, переживала. Перед началом нового учебного года ко Дню знаний я обычно делаю театрализованное представление, и помимо песенных и танцевальных номеров, у нас каждый раз бывают и театральные сценки со сказочными героями. И я подумал, а почему бы не сделать в этот раз "Белоснежку", тем более что у меня была "готовая" Белоснежка – моя ученица Настя Амбалова, которая учится на отделении хореографии, участвует в каждом лицейском концерте со своими сольными хореографическими номерами, побеждает на всех республиканских конкурсах и несколько раз участвовала в постановках нашей театральной студии в качестве актрисы. К тому же Настя своей внешностью очень подходит на эту роль. В итоге, сценка удалась, всем понравилась, и потом, когда встал вопрос, какой спектакль ставить к Новому году, то я подумал, а почему бы не сделать из готовой сценки про Белоснежку полноценный спектакль. Тем более, что это должно понравиться моей внучке (улыбается – ред.).
В Республиканском лицее искусств во Владикавказе завершился фестиваль "Рождественские встречи"
Какие сложности возникали в процессе работы?
Конечно, ставить в школе большие спектакли сложно – у нас нет столярного цеха, чтобы делать декорации и мебель, нет большой пошивочной мастерской, чтобы шить костюмы, нет художников-оформителей и бутафоров. Но мне помогают мои друзья и коллеги: художник Валерий Уртаев, плотник Владимир Гагиев, костюмер и швея – Зарина и Лолита Агузаровы, по образованию профессиональные художники. Все, что касается реквизита и бутафории – я делаю сам дома вечерами и ночами. Дети тоже, конечно, помогают: на финальной стадии добавляют штрихи в декорации. В этой постановке у нас на сцене было огромное дерево – дуб, так вот дети тщательно вырисовывали каждый листочек.
Сложно было и на стадии прогона, когда на сцене собирались все 46 участников – это дети, которые не могут долго спокойно стоять на одном месте и не разговаривать, управлять таким количеством актеров непросто, но с помощью учителей я справился. Танцевальные номера мне помогали ставить наши преподаватели-хореографы, одна из них Изольда Гозюмова – моя коллега, которая уже много лет помогает мне ставить хореографические номера.
В Республиканском лицее искусств во Владикавказе завершился фестиваль "Рождественские встречи"
И, конечно, я бы хотел поблагодарить директора лицея – Фатиму Альбертовну Ходову, которая всегда внимательно следит за моими постановками, поддерживает материально, выделяя необходимые средства для оформления спектакля, обязательно приходит на премьеры, поздравляет с успехом юных актеров, а зачастую и сама инициирует спектакли. Спасибо ей за поддержку и внимание!
Что для вас самое важное в работе режиссера-постановщика?
В сказке "Белоснежка и семь гномов" заложено все, что нужно сейчас современному зрителю, особенно детям – это борьба добра и зла, осуждение коварства, подлости, зависти, предательства, и возвеличивание доброты, благородства, сострадания – незыблемые нравственные ценности, которые искусство, в частности театральное, несет зрителю. Это очень важно для меня – нравственное воспитание детей. И оно даже намного важнее для меня, чем эстетическое.
В Республиканском лицее искусств во Владикавказе завершился фестиваль "Рождественские встречи"
Можно ли назвать изюминкой вашей театральной студии то, что ваши ученики – музыканты, хореографы и художники – учащиеся Лицея искусств? Помогает им это в освоении театрального искусства?
Изюминкой нашей театральной студии я считаю не это, а счастье, которое испытывают наши зрители. Какие бы спектакли мы не ставили, каждый раз и дети, и родители, и учителя выходят счастливыми. Вот это самое главное. Да, у нас школьная театральная студия, но я всегда стараюсь делать полноценные "взрослые" спектакли: и по времени, и по насыщенности, и по оформлению, и по актерской игре. Я добиваюсь максимума из того, что можно выжать из детского темперамента и детских способностей. И мне это удается – дети в театральной студии учатся яркие, темпераментные, очень эмоциональные.
А что касается того, влияет ли на наши постановки то, что в них задействованы ученики творческих направлений, то я бы сказал, что нет. Дети есть дети, ученик лицея искусств и ученик обычной школы не отличаются восприятием мира и театрального искусства. Я их не разделяю. Я работал и в обычных школах, и не вижу разницы. Дети – это чистый лист, губка, которая впитывает. И здесь важнее фигура учителя, режиссера, если говорить о театральной студии. Тут важно содержание того, что они впитывают, как им преподносятся нравственные ценности. Мне важнее нести со сцены идеалы нравственности, гуманистический посыл, который несколько тысячелетий, еще со времен Софокла, обращен к зрителю.
Ваша театральная студия существует в Лицее искусств уже двадцать лет. Что вам дает неизменное вдохновение и желание работать с детьми?
Я работал у нас в городе и в профессиональных театрах: в Русском драматическом театре и в театре "Саби", с которым связана очень большая часть моей жизни. Там я работал и актером, и режиссером. Мои спектакли имели успех, актеры любили со мной работать, но все-таки при всей сложности работы с детьми – творить вместе с ними – это совсем другое, они настолько чистые, искренние актеры, что их не сравнить с профессионалами.
В Республиканском лицее искусств во Владикавказе завершился фестиваль "Рождественские встречи"
У взрослых, в отличие от детей, вы никогда не увидите ту искренность, желание впитывать знания и подчиняться той идее, которую я пытаюсь донести через спектакль. Дети с радостью воспринимают эту идею и с удовольствием пытаются ее воплотить. За время репетиций дети становятся мне родными в полном смысле этого слова: я их люблю как своих родных детей, и это для меня главный источник вдохновения. В процессе репетиций мы становимся большой семьей, в которой я их добрый и нежный, а иногда сердитый и злой папа. После премьеры дети всегда приходят ко мне и благодарят за удачный спектакль и спрашивают, когда мы будем работать над новым спектаклем. Вот это все и есть для меня источник вдохновения. И пока у меня еще есть силы и способности я всегда с большой радостью буду заниматься детским театром.