Если к имени Серафима Саровского применять художественные термины, то его можно назвать "золотое сечение" Русской православной церкви, если использовать музыкальные значения, то он камертон Истины. Но это все высокие материи, а многие верующие воспринимают его как родного, близкого и самого любимого покровителя Руси, заступника грешных душ.
Детство и чудесное исцеление
Родился Прохор Мошнин (именно так при рождении звали великого старца) 19 июля 1754 (по некоторым данным 1759) года в Курске Белогородской губернии. Его родители – Исидор и Агафия, были достаточно обеспеченными людьми. Отец был купцом и владельцем нескольких кирпичных заводов в Курске. Занимался также строительством жилых домов и церквей. Он заложил фундамент храма Сергия Радонежского, однако достроить не успел – умер. На тот момент Прохор был трехлетним ребенком. Продолжателем его дела стала супруга Агафия.
Прохору с ранних лет нравилось все церковное, и он всегда навязывался с матерью, когда та посещала храм. Когда ему было 7 лет, он умудрился залезть на колокольню в строящемся храме и упасть с нее вниз. Несмотря на значительную высоту, мальчик не пострадал.
Икона "Серафим Саровский"
© Sputnik / Виталий Денисов
Немного позже он серьезно заболел. Однажды после пробуждения Прохор сказал маме, что видел во сне деву Марию, которая пообещала вылечить его. Рядом с их домом как раз проходило шествие, которое начиналось с иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Мать не знала что делать, вынесла Прохора к шествующим. Ему разрешили прикоснуться к Богородице. Мальчик выздоровел, и с того самого времени решил, что его жизнь принадлежит Богу.
Великий аскет и подвижник
В 17-летнем возрасте Мошнин стал паломником и побывал в Киево-Печерской лавре. Он понял, что именно здесь примет монашеский постриг. Мама приняла выбор сына, она поняла, что у него действительно есть непостижимая связь со Всевышним. Позже он начал подготовку к постригу в мужской монастырь Саровская пустынь.
В 1786 году Прохор стал монахом Серафимом. Местом его жительства стала лесная келья. До монастыря он добирался пешком, спокойно преодолевая пятикилометровый путь.
Зимой и летом он одевался в одну и ту же одежду, питался дарами леса, мало спал и строго постился. Он проводил немало времени за чтением Святого писания, много молился. Рядом с кельей он устроил себе огород и завел пасеку.
Помимо этого он выполнял обряд столпничества, который предусматривает непрерывную молитву на камне на протяжении тысячи дней и ночей. Его стали называть преподобным, что подразумевает уподобиться Богу с помощью определенного образа жизни. Иногда приходящие к нему миряне заставали его за кормлением огромного медведя.
Саровский монастырь, где жил известный подвижник XIX века Серафим Саровский. Репродукция почтовой открытки из коллекции М.Блинова
© Sputnik / РИА Новости
/ Однажды его собрались ограбить разбойники, посчитавшие его богатым. Они напали на него прямо во время молитвы и начали бить. Серафим не сопротивлялся, хотя был молод и силен. Он остался в живых, но зато травмированная спина его так и осталась сгорбленной. Когда преступники были пойманы, Серафим их простил, и их отпустили.
Начиная с 1807 года, Саровский ограничил общение с людьми. Он отважился принять обет молчания. Спустя три года он снова появился в монастыре, но на протяжении пятнадцати лет пребывал в затворничестве. Единственным утешением для него были молитвы. После этого Серафим снова начал прием людей, но теперь к нему потянулись не только миряне, но и монахи. Книга его жизни гласит, что он стал целителем и прорицателем. Его посетил сам император Александр I.
В последний год жизни старец стал заметно слабеть и многим говорил о своей близкой кончине. Он сам приготовил себе гроб и поставил его в сенях своей кельи, где его часто видели незадолго до смерти. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, ‑ близ алтаря Успенского собора.
1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к Литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился.
2 января келейник преподобного почувствовал запах гари, исходивший из келии Серафима Саровского. В келии святого всегда горели свечи, и он говорил: "Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром". Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный.
Канонизация и второе обретение мощей
Слава пришла к Серафиму при жизни. А вот канонизировали его 19 июля 1903 года, по настоянию Александры Федоровны - жены императора Николая II. Царская чета была убеждена, что именно молитвы Серафима помогли им родить наследника.
Ярым противником канонизации был Константин Победоносцев, который являлся представителем императора в Святейшем Синоде. Он был твердо убежден, что царь не имеет права издавать указ, потому что такие вопросы должны решаться только Синодом.
Вид из окна на Троицкий собор Серафимо-Дивеевского женского монастыря, где проходит церемония захоронения мощей Преподобного Серафима Саровского.
© Sputnik / Олег Макаров
Известно было предсказание преподобного Серафима о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены, как впоследствии и произошло.
17 декабря 1920 года мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 года закрыты и увезены. В конце 1920-х годов мощи преподобного Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи, вероятно, находились там до 1934 года, когда Страстной монастырь был взорван.
В конце 1990 года было принято решение о переведении Ленинградского музея истории и религии из Казанского собора. Сотрудники музея во время проверки запасников обнаружили зашитые в рогожу мощи, при вскрытии которых прочитали надпись: "Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!" Об этом директор музея сообщил Патриарху Алексию II, который утвердил комиссию и благословил прежде всего найти в архивах все документы, связанные с мощами преподобного Серафима. Из Российского центрального архива были получены копии документов канонизации Преподобного в 1903 году и очень подробный акт, составленный при вскрытии мощей в Темникове. При сопоставлении мощей, найденных в музее, с этими документами было установлено полное совпадение до мельчайших подробностей. Не оставалось сомнений, что обнаружены были мощи преподобного Серафима Саровского.
В период освидетельствования святых мощей – с 25 декабря 1990 года по 10 января 1991 года – были оформлены все необходимые документы, получено разрешение министерства культуры, была сделана рака и сшито новое облачение. В присутствии архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения, архиепископа Истринского Арсения было совершено облачение и положение в раку честных мощей преподобного Серафима.
11 января 1991 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга (тогда еще Ленинграда) состоялась торжественная церемония передачи святых мощей преподобного Серафима Саровского Русской православной церкви. После завершения акта передачи святые мощи были перевезены в Александро-Невскую Лавру.
Святой источник Серафима Саровского в деревне Боровики Демидовского района Смоленской области.
© Sputnik / Илья Питалев
Несколько недель мощи преподобного Серафима находились на поклонении в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Вечером, 6 февраля, мощи преподобного Серафима крестным ходом были перенесены из Александро-Невской Лавры на Московский вокзал. 7 февраля 1991 года мощи Серафима Саровского были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения.
23 июля 1991 года рака со святыми мощами отбыла из Москвы в Дивеево. Тогда же состоялся грандиозный крестный ход во главе со Святейшим Патриархом, иерархами и священнослужителями Русской православной церкви.
1 августа 1991 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, его святые мощи были возвращены в Дивеевский монастырь, основанный преподобным Серафимом Саровским.
В чем помогает святой?
Серафима Саровского и сейчас почитает весь православный мир. Часто в СМИ появляются публикации, которые свидетельствуют о чудесах исцеления от многих болезней людей, прикоснувшихся к его мощам.
В наши дни сохранилась икона с ликом преподобного иеромонаха. Она написана с портрета, созданного художником Серебряковым за 5 лет до смерти Серафима.
Верующие считают, что Серафим может исцелить от недугов, принести в смятенную душу покой и умиротворение, гармонию и душевную стойкость. Иногда его просят наставить на истинный путь, девушки обращаются к нему с просьбой о достойном спутнике жизни. Не обходят Серафима стороной и бизнесмены, которым он помогает в торговле и прочих делах.
Храмы Серафима Саровского расположены во многих городах России. Поклониться великому старцу могут жители Москвы, Казани, Санкт-Петербурга. Даже в некоторых селах есть приходы в его честь. Верующие продолжают чтить его память.