Договор на честном слове и ремонт: почему арендные помещения в Цхинвале пустуют?
О том, почему в Цхинвале пустуют арендные помещения, какова средняя стоимость за квадратный метр и как договариваются арендодатели с арендаторами, читайте в материале Sputnik.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенОсновной жилищный фонд Цхинвала — это частные дома, на первом или втором этаже которых дальновидные хозяева уделяют пару комнат для коммерческой деятельности. Однако в последнее время не все точки для розничных услуг могут найти своего предпринимателя.
Тайные объявления и почему стороны не могут договориться
Спрос рождает предложения, гласит один из постулатов рыночной экономики. Раз в Цхинвале сдают помещения, значит и желающих их снять должно быть немало. Так почему же помещения пустуют?
По мнению владельца одного из магазинов бытовых предметов, в Цхинвале редко можно найти готовое помещение, его всегда надо дорабатывать, а цены при этом, как в больших городах.
"Во Владикавказе, например, за такие деньги сдают помещения с хорошей проходимостью и ремонтом", — негодует предприниматель.
Другой собеседник агентства, мастер бьюти-индустрии, рассказала о том, как на протяжении долгого времени искала уютное место для личного кабинета, но из-за высоких цен и отсутствия стороннего дохода ей пришлось снять стол в чужом салоне красоты. По словам мастера, маленький кабинет с санузлом и отоплением для одного предпринимателя не должен стоить 15 000 — 30 000 рублей, так как он идет на большие риски, а такую сумму себе может позволить только человек с подушкой безопасности.
С тем, что простой арендных помещений связан с высокой ценой, на удивление согласился и один из опытных арендодателей и сторожил Цхинвала. По его словам, несмотря на подорожание услуг и инфляцию, он не поднимает цену, хоть магазин в его помещении находится в самом центре и известен во всем городе.
"Много лет назад я дал слово своим арендаторам, что не буду повышать цену, я свое слово держу. Дорогая аренда не дает развиваться молодым предпринимателям", — говорит арендодатель.
Что касается начинающих бизнесменов, по мнению молодой пары, желающей открыть свой магазин, помимо неоправданно высокой цены за площадь, арендаторы не могут найти свою точку из-за сложного поиска.
"Очень сложно искать помещение. Некоторые арендодатели дают объявления на телевидение, другие — во всевозможных социальных сетях, третьи — в газеты", — рассказали молодожены.
С их точкой зрения согласилось большинство участников опроса. Они отметили, что настала пора создать отдельный сайт для объявлений по Южной Осетии, либо вдохнуть жизнь в уже имеющийся, последняя публикация на котором была в 2015 году.
Кроме сложного поиска объявлений об аренде, собеседники Sputnik пожаловались и на их содержание: в них не бывает ни цены, ни описания состояния "товара", ни порой даже и площади.
Мы поинтересовались у арендодателей, почему они не указывают в объявлениях самое главное – цену. По словам большинства участников опроса, под объявлениями аренды помещений пользователи социальных сетей начинают оставлять свое мнение о стоимости, ее соответствии условиям, и, ввиду небольших размеров республики, эти комментарии выходят за пределы Интернета, и вскоре о "баснословных" доходах хозяина помещения и всей его семьи можно услышать на улицах города.
Тем не менее, по статистике, арендодатели, указывающие цену сразу в объявлении, находят арендаторов быстрее. Об этом Sputnik рассказал старший преподаватель кафедры инвестиционно-строительного бизнеса и менеджмента недвижимости факультета рыночных технологий ИОМ РАНХиГС Кирилл Сиволапов.
"Те, кто указывает цену, они сразу выигрывают на рынке — им проще сдавать. Условия необходимо указывать в обязательном порядке. Учитывая, что объявлений много, процесс поиска для арендатора становится трудоемким. Арендатору непонятно, что это за помещение, каковы цели хозяина. Если цены нет — есть ощущение, что будут пытаться договориться на месте", — пояснил эксперт недвижимости в беседе со Sputnik.
Люди, которые не указывают цену, хотят получить больше, а в результате ищут дольше, заключил Сиволапов.
Сколько стоит помещение под бизнес в Цхинвале
Для чистоты анализа рынка аренды недвижимости под малый бизнес Sputnik исследовал цены за пустующие помещения в самых проходимых местах Цхинвала. Помимо посещаемости места, на стоимость аренды влияет наличие парковки, ремонт, склад, собственный санузел, оплата коммунальных платежей или предоставление Wi-Fi. С учетом всех этих факторов, максимальная цена, названная арендодателями, составила 35 000 рублей за 35 кв. м. Минимальная — 15 000 за 25 кв. м. Таким образом, средняя цена за квадратный метр в наиболее людных местах города составляет 855 рублей.
Изучив с десяток арендных помещений, мы сделали вывод, что не всегда предложения с более низкой ценой хуже тех, что дороже. Например, в центре Цхинвала можно найти 25 кв. м. под косметологический кабинет с минимальной ценой — 15 000 рублей. В кабинете свежий ремонт, есть туалет и душ, а коммунальные платежи и Интернет берет на себя арендодатель. При этом помещение с приблизительно такими же условиями можно снять и вдвое дороже.
Вопрос хитрости или чести: нужен ли договор
Говоря о недоверии арендаторов, возникающем при чтении пустых объявлений, следует отметить и настороженность некоторых арендодателей, с которыми отказываются подписывать договор об аренде.
Так, один из собеседников Sputnik попал в ситуацию, когда арендатор, с которым все условия были оговорены словесно, через несколько месяцев аренды исчез, оставив свое оборудование, мебель и неоплаченный счет.
"Теперь я не могу сдать другому предпринимателю помещение, так как там чужое имущество, а выкинуть его на помойку не позволяет совесть", — рассказывает хозяин.
Чтобы не столкнуться с этим, арендодатель с горьким опытом советует всем своим согражданам подписывать договор.
Как отмечает старший преподаватель кафедры инвестиционно-строительного бизнеса и менеджмента недвижимости факультета рыночных технологий ИОМ РАНХиГС Кирилл Сиволапов, юридическая форма договоренности в вопросе аренды крайне важна для обеих сторон.
"Любые не юридические договоренности живут ровно столько, сколько живет настроение двух сторон. Договоры выше 11 месяцев регистрируются. Долгосрочные договоры аренды нужны, так как собственник может быть уверен, что от него не съедет арендатор. Большинство точек розничных услуг раскручиваются не за месяц. Если снимать помещение под салон красоты или под магазин, арендатор должен знать все условия. Ему будет интересно вкладываться в тот объект, в котором он уверен: что завтра его не попросят съехать и не задерут цену за аренду в два раза", — пояснил Сиволапов.
Только обговорив юридически все условия аренды, заключил специалист, можно вкладываться в рекламу, вывески и улучшение объекта.
Тем не менее в Южной Осетии еще живут люди, доверяющие слову чести, даже в вопросах бизнеса, а при составлении договора многие арендодатели прописывают в нем только своевременную оплату коммунальных платежей. Это дает возможность предпринимателю понаблюдать за посещаемостью места и дальнейшими перспективами своего бизнеса.
Что касается вопроса цены – это всегда договоренность двух сторон, для этого и существует свободная рыночная экономика, которая предполагает наличие разных помещений и условий. И только самим арендодателям решать, как лучше: снизить цену, чтобы помещение не простаивало, или же ждать более платежеспособного арендатора.