Диана Козаева, Sputnik
Власти латвийского города Даугавпилсе снесли еще один советский памятник – обелиск с лицами советских солдат в сквере Славы. Всего к демонтажу были приговорены порядка 70 исторических объектов. Директор российского Фонда защиты национального исторического наследия Иван Мельников рассказал, почему в Прибалтике и в других странах Европы так планомерно искореняют память о вкладе советских солдат в победу над фашизмом и как сохранить это историческое наследие.
– Иван Владимирович, в ночь на 31 октября латвийские власти, проигнорировав предписания комитета ООН по правам человека, снесли обелиск с лицами советских солдат в сквере Славы в городе Даугавпилс. Почему в некоторых постсоветских странах так яростно борются с советским наследием?
– В первую очередь, мы, наверное, с точки зрения закона посмотрим на ситуацию. Здесь очень важно понять, что снос российских памятников в городе Даугавпилс, которые были возведены не только в сквере Славы, но еще и на улице 18 ноября, был незаконным, потому что Комитет по правам человека ООН ввел так называемые обеспечительные меры. То есть в связи с подачей соответствующих жалоб, в том числе и со стороны нашей организации, а также жителей Латвии, и в рамках этих обеспечительных мер власти Латвии были обязаны не допустить снос монументов. А сами монументы на этот период были взяты под охрану ООН.
Понятно, зачем это делается: чтобы убрать из истории страны какие-то напоминания о времени нахождения Латвии в составе Советского Союза, чтобы было проще объяснять какие-то действия и проповедовать какую-то националистическую идеологию, которая, к сожалению, сейчас превалирует среди органов исполнительной власти Латвии и вызывает большую настороженность.
До сих пор в Латвии живут два вида людей – одни граждане, другие – не граждане. То есть у русскоязычного населения в основной массе нет тех прав, и они, по сути, подвергаются всевозможной дискриминации. Хотя вроде бы те же самые люди, в той же самой стране жили, многие из них там родились, и вдруг такое разделение происходит по национальному признаку.
В данном контексте, конечно, огромное количество советских солдат отдали свои жизни за освобождение Латвии. Это не менее 60 000 тысяч, сотни тысяч были ранены. Но это все пытаются забыть. Это абсолютно недопустимо.
Со своей стороны, я направил обращение в постоянное представительство России при ООН и попросил поднять вопрос на заседании ООН с требованием принять резолюцию об осуждении властей Латвии за многочисленные нарушения норм международного права в свете сноса памятников.
По факту латвийские власти не обращают никакого внимания на решение международных организаций, в частности, ООН. Им все равно, что там ООН у себя принимает, они продолжают заниматься нарушением прав граждан, в том числе, потому что мы видим многочисленные митинги с участием тех людей, которые выступают против уничтожения памятников. Это и люди, чьи отцы, деды и прадеды отдавали жизнь, здоровье за свободу Латвии. А она сейчас платит им за это такой гнилой монетой.
Можно говорить и о нарушении Конвенции об охране всемирного культурного и народного наследия, принятой Генеральной конференцией ООН в ноябре 1972 года, и целом ряде других международных норм, осуждающих сегрегацию, и по которым Латвия уже получала ранее негативные решения международных судов о недопустимости той самой сегрегации.
Мне кажется, что хватит терпеть подобную риторику со стороны Латвии. Необходимо задуматься об исключении страны из состава ООН в связи со злостным невыполнением предписаний ООН и норм международного права.
В отличие от России, которая является правопреемником Советского Союза и одной из стран-учредителей ООН, и исключение ее из ООН недопустимо согласно уставу, то Латвия была принята уже намного позже, и, в принципе, подобная процедура в ее отношении может быть задействована.
Понятно, что это целиком и полностью будет являться виной властей Латвии, которые подобного рода пренебрежение допускают.
– Если говорить в общем, то в деле уничтожения советской истории особенно усердствует Прибалтика, которая, казалось бы, наоборот должна быть благодарна Советскому Союзу и России за освобождение от немецких захватчиков. Почему эти страны хотят об этом забыть и, по сути, переписать историю?
– Здесь ситуация простая. Вычеркивание людей, заслуг Советского Союза и России из истории Латвии развязывает руки целому ряду националистов, которые находятся в парламенте, органах исполнительной власти, и которые проповедуют абсолютно иные ценности. Это им помогает обелиться в глазах своего народа. И через некоторое время, когда все забудут, когда не будет этих памятников, напоминающих о том, что когда-то Советский Союз спасал и защищал людей в Латвии и других прибалтийских странах от возможного порабощения нацистами, от убийств, от преступлений против человечества, можно будет со спокойной душой эту идею возродить. Я боюсь, что именно с этим связаны подобного рода действия властей.
– Ранее в Минобороны РФ заявляли, что Россия будет восстанавливать на своей территории памятники, демонтированные в других странах. Есть ли уже такие примеры?
– Их будет очень сложно восстанавливать, потому что, например, в той же Латвии их просто сравнивают с землей. Надо бороться за то, чтобы все-таки сохранить то, что осталось. С каждым днем их становится меньше. Надо принимать более активные меры со стороны органов государственной власти России, общественных организаций, в том числе международных, в связи с такими недопустимыми действиями по уничтожению памятников.
Восстановить на другой земле можно было бы, если памятники просто были демонтированы, а не уничтожены. Но этого не происходит. Мы видим варварские действия, монументы просто разбивают экскаваторами. Вспомним, как недавно варварски уничтожали памятник воинам-освободителям в Риге. Это был мемориальный комплекс, где было несколько памятников с основной стелой, высотой более ста метров. Чтобы ее снести, стелу просто взорвали. Поэтому говорить о том, что мы потом все это восстановим, достаточно сложно.
Надо сохранить то, что осталось. Относительно сноса, я считаю, что надо добиваться принятия соответствующих решений в международных судах. В частности, КПЧ ООН. Это поможет в последующем обязать власти Латвии восстановить те самые памятники. И когда налогоплательщики поймут, что из их средств вначале уничтожают объекты исторического и культурного наследия, а потом еще и восстанавливают их, – а стоить это будет очень дорого – это заставит задуматься над действиями властей, и люди станут более активно протестовать.
– Ранее вы сообщали о том, что Россия призвала ЮНЕСКО помочь сохранить советские памятники в Европе. Была ли какая-либо реакция на это обращение?
– От ЮНЕСКО я пока, к сожалению, официального ответа не получил. И это прискорбно, потому что именно эта организация должна заниматься охраной всемирного культурного и исторического наследия, и тех самых памятников в частности. Ни для кого не секрет, что эти памятники являются таковыми объектами.
Еще одно обращение я направил в ООН буквально несколько дней назад. До этого я направлял другое обращение в адрес ООН. Насколько мне известно, оно было передано в тот самый Комитет по правам человека ООН, который должен будет рассматривать в том числе мою жалобу, а также коллективную жалобу граждан Латвии, латвийских депутатов, которые выступали против сноса. Ведь есть и такие, нельзя говорить, что все граждане или Латвия в целом выступает за снос памятников. Конечно нет. Есть определенная власть, которая занимается подобного рода деятельностью. И я думаю, что связано это с задачей последующей реабилитации нацизма. Возможно, что некоторые родственники этих людей служили под началом войск вермахта, раз они себя ведут подобным образом.
Если мы вычеркнем историю того, как народы разных национальностей побеждали фашизм, если нашим оппонентам удастся этого добиться, то, конечно, фашизм опять может поднять свою голову еще более высоко.
В станах Европы и так существует довольно много неонацистских организаций. И чем меньше будет уроков истории о том, какие зверства они совершали, и необходимости противостояния им, тем более привольно они себя будут чувствовать. Надо делать все, что в наших силах, чтобы этого не допустить. В том числе сохранить память о наших предках, которые боролись с фашизмом и нацистами, чтобы дать нам будущее на этой земле.
– Как можно сохранить это историческое наследие?
– Если мы говорим о правовых методах, в первую очередь, мы должны поступательно вести информационные кампании. Здесь важна и помощь государства, которое не должно забывать, что отдельно взятые активисты и организации борются за историческое наследие. Важно добиваться положительных решений международных организаций, которые можно использовать в территориальных судах там, где такое происходит (снос памятников).
Несмотря на то, что Россия вышла из ЕСПЧ, все равно надо использовать этот инструмент, учитывая, что в странах Прибалтики прислушиваются к решениям этой организации.
Еще один важный аспект – правильная информационная кампания. Мы должны правильно освещать историю победы в Великой Отечественной войне, обратить внимание на учебники истории, из которых намеренно вычеркивают целые главы участия советских войск в тех или иных операциях по освобождению европейских государств или преуменьшают их роль. Надо создавать информационные ресурсы, которые будут интересны подрастающему поколению, правильные компьютерные игры. И не только российского масштаба, а онлайн-аркады на разных языках. Создавать различные приложения, мероприятия не только в России, но и за рубежом, чтобы не была забыта память о Великой Победе и зверств фашистов. Чтобы люди помнили о недопустимости повторения такого рода событий.