ЦХИНВАЛ, 26 окт — Sputnik, Элина Габараева. Художник Василий Верещагин создал полотна, которые вошли в сокровищницу русской живописи реалистической школы, отметил в интервью
Sputnik директор училища Сармат Зассеев.
Сегодня по всей России отмечают день рождения великого художника. В Цхинвале этот день отметили открытым уроком, посвященным жизни и творчеству Верещагина.
"Художник работал в батальном жанре. Он создал много работ, связанных с войнами российской империи. Верещагин очень много путешествовал по миру, воспринимал путешествие как настоящую школу для творческого развития. Василий Васильевич любил страны Азии и Кавказ, так как объездил много стран, включая Индию, Китай, Японию. Особенно много работ он сделал в Туркестане", – отметил Зассеев.
Путешествия художника
По его словам, работы мастера подвергались критике, потому как казались не совсем патриотичными, представляя зрителю сцены на холсте сквозь призму философии созидателя, будучи противником войн.
"Работы в таком ракурсе критиковали. Впоследствии его работы были признаны, ему присудили звание профессора, от которого он отказался. Верещагин рассматривал свою работу, как творческую деятельность, которая должна оцениваться сперва самим художником", – отметил директор Худучилища.
Зассеев привел наиболее яркие факты из жизни Василия Васильевича, отметив его тесную связь с военным делом.
"Верещагин в 1867 году оказался в Азии, где велись военные действия. За его непосредственное участие в обороне Самарканда он получил орден Святого Георгия четвертой степени от генерала Константина Кауфмана", – говорит Зассеев.
Примечательно, что мастер, не признававший наград, носил этот орден с гордостью.
Выставки работ
Через пару лет мастер кисти организовал выставку, где показал свои работы, написанные в Туркестане, Ташкенте, Самарканде, Казахстане, Сибири и Китае.
Зассеев заострил внимание и на самом знаменитом полотне Верещагина – "Апофеоз войны", отметив, что картина эпохальная, показывает лицо войны — пирамиды черепов, над которыми вьются вороны.
"По одной из версий, во времена Тамерлана женщины Востока обратились к нему с просьбой образумить их мужей, ссылаясь на разгульный образ жизни, которые супруги стали вести после войны. Тамерлан позвал военачальников и велел принести всем солдатам по одной голове. Войско, насчитывавшее сотни персон, выполнило наказ. Из черепов соорудили пирамиды", – говорит Сармат Хазбиевич.
Он рассказал о самых грандиозных выставках художника, таких как в 1873 году персональная выставка "туркестанских работ" в Хрустальном дворце в Лондоне, через год состоялась выставка в Петербурге.
"Человек, который прошел столько войн, без сомнения, достойный сын своего народа. Тем более он внес неоценимый вклад в русскую живопись. Его работы хранятся в Третьяковской галерее и ряде других выдающихся галереях мира. Он впитал школу реалистичной живописи Российской академии художеств, французской и даже немецкой школ живописи. Собрав все вместе, Василий Верещагин создал полотна с колоритом, так что его мазок кисти производит впечатление на каждого художника", – рассказал Зассеев.
Детали, продолжил собеседник агентства, отдельная изюминка почерка Верещагина.
Верещагин и Коста Хетагуров
Коллега Сармата Зассеева, заслуженный художник РЮО, член Союзов художников Южной Осетии и России Рудольф Бигулаев привел интересные факты из жизни Верещагина, которые касались Осетии.
"Коста Леванович Хетагуров учился в Санкт-Петербургской академии художеств. Даже когда он ушел оттуда, Коста писал городские пейзажи, и как-то раз они встретились с Верещагиным. У Василия Васильевича был непростой характер, он берег свое время, даже отказывал царю во встречах, а для Хетагурова нашел время и даже подарил ему свой этюдник", – рассказал Бигулаев.
Он отметил, что Хетагуров очень ценил подарок Верещагина, но по приезде в Осетию этюдник украли.
"Даже в "Терских ведомостях" есть объявление, который давал Коста, чтобы ему вернули этюдник", – добавил он.
Также художник вспомнил, как еще в советские годы в Эрмитаже открылась выставка "Мир глазами художника", где рядом с картиной "Апофеоз войны" висела работа Ушанга Козаева "Горное ущелье после дождя". Бигулаев отметил символичность содержания картин, на которых показаны война и мирная жизнь.
Верещагина не стало в результате подрыва на мине броненосца "Петропавловск" в Порт-Артуре 31 марта (13 апреля) 1904 года.