ЦХИНВАЛ, 20 окт – Sputnik, Диана Козаева. Как говорить о важных проблемах, используя современные форматы и форматы будущего? Заместитель главного редактора МИА "Россия сегодня" Наталья Лосева рассказала об этом в ходе мастер-класса в Цхинвале для студентов и преподавателей Юго-Осетинского госуниверситета.
Лекция, посвященная новым технологиям в медиа и социальной журналистике, прошла в рамках проекта SputnikPro совместно с ЮОГУ.
"Мое второе увлечение в профессии – это анализировать, как меняются запросы аудитории, а также заниматься прикладной футурологией. Это не только теоретизировать о том, что будет через десять или сто лет, а в режиме лаборатории делать что-то, чего другие еще не делали. Экспериментируешь и вырабатываешь правила", – отметила Лосева.
Она обратила внимание, что сегодняшние и будущие журналисты живут в самое подходящее для этого время, – подобных перемен по интенсивности и турбулентности в информационном мире не было никогда.
Проект Sputnik PRO в ЮОГУ
© Sputnik / Natalia Airiyan
Самое важное, надо осознавать, что еще два-три десятка лет назад очень четко разделялись источники информации как институции: газеты, радио, телевидение и все остальное. Были организации, структуры, которым было поручено сообщать новости, формировать точку зрения, рассказывать историю, вызывать эмоцию. Сейчас же СМИ напрямую конкурируют с людьми.
"Например, у бизнеса есть правило никогда не конкурировать со своим клиентом. В нашем случае это правило отменено. Это надо понимать и знать", – заметила Лосева.
Она обратила внимание еще на один факт. Кроме людей, которые сообщают новости, делятся своим мнением, влияют на окружающих, есть и другие институты, которые тоже стали бороться за аудиторию: музеи, вузы, авиакомпании и прочие организации, где работают свои пресс-службы, "по сути — квази-СМИ".
Лосева отметила, что в нынешней реальности многие считают, что социальные проблемы и социальная тема – непродаваема и неинтересна. Однако это неправда, уверена она, и запрос у аудитории на социалку есть. Нужно лишь подавать ее в новом и более интересном формате. И правильно распространять.
Один из способов это сделать – подкасты, а также виртуальная и дополненная реальность. Причем последнее пока еще ждет своего широкого внедрения, когда привычный всем телефон заменят, например, на очки, шлемы и другие технологии, которые станут инструментом для передачи той или иной истории. Спикер рассказала о конкретных социальных, культурных и исторических проектах, которые уже были реализованы РИА Новости и получили отклик аудитории.
Первой стала VR-история "Механика аутизма", которая рассказывает о том, как видит мир человек с соответствующим диагнозом. Аудитории рассказали, как выглядит мир в голове у человека в момент социальной перегрузки. Она призналась, что это была довольно слабая работа с точки зрения графики, но, тем не менее, имела "потрясающий эффект".
"То есть получить диплом и выйти на работу и успокоиться, у вас уже не получится. Потому что в ближайшие годы вас ждут большие потрясения. Вам надо будет перестраиваться на ходу и понять, какой контент вы будете давать пользователям", – сказала Лосева.
Она отметила, что журналисты сейчас переживают очередной новый этап технологических перемен в своей профессии. Тем не менее пока существует большой разрыв в навыках и технологиях, поскольку все замедляется внешними факторами. В то же время, когда это произойдет, откроются не только новые возможности для рассказа истории и правды, но и новые возможности для фейк-ньюс – лжи и манипуляций. То есть гонка информационных вооружений находится на очень высоком градусе, и каждый новый инструмент рассказа становится новым инструментом обмана.
"И вы будете теми людьми, чья работа будет доносить правду. И в этом смысле социальность журналистов, информационщиков, коммуникаторов будет находиться на высочайшем уровне, как медицина или армия", – добавила Лосева.
Проект Sputnik PRO в ЮОГУ
© Sputnik / Natalia Airiyan
О проекте SputnikPro
SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. Ведущими модулей проекта выступают как медиаменеджеры Sputnik, так и другие известные российские эксперты.
На сессиях обсуждают различные аспекты журналистской профессии, включая производство мультимедийного контента, работу в социальных сетях, привлечение трафика на новостные ресурсы и многое другое. С марта 2018 года в мастер-классах SputnikPro приняли участие свыше 5000 слушателей из более 80 государств.
Sputnik – международное информационное агентство и радио – часть российской медиагруппы "Россия сегодня". Sputnik объединяет интернет-сайты на 32 языках, аналоговое и цифровое радиовещание в более чем 90 городах мира и новостные ленты на английском, арабском, испанском, китайском и фарси. Аудитория информационных ресурсов Sputnik составляет около 57 миллионов посетителей в месяц, общее количество подписчиков в соцсетях превышает 22,9 миллиона. Головной офис Sputnik находится в Москве.