Во Владикавказе состоялась премьера литературно-музыкального перформанса московской группы "Круглый бенд", посвященная поэту и просветителю Коста Хетагурову. Мероприятие прошло в Театре оперы и балета в рамках музыкальной программы 15-го фестиваля современного искусства "Аланика", посвященного 1100-летию Крещения Алании и объединившего выставки и концерты под единым названием "Встреча со священным".
Проект, инициированный музыкантом, режиссером, поэтом и хедлайнером группы "Круглый бенд" Алексеем Кругловым, предлагает современный взгляд на творчество великого осетинского поэта, придающий его идеям новое измерение и звучание.
Корреспондент Sputnik Анна Кабисова побывала на премьере и поговорила о музыкальном перформансе с режиссером-постановщиком, композитором и автором сценария Алексеем Кругловым.
Музыкально-литературный перформанс московской группы "Круглый бенд", посвященный Коста Хетагурову
© Photo : Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. Пушкина
– Мы услышали, что вы проделали большую исследовательскую работу: изучили поэзию, публицистику и письма Коста. Каков был ваш подход при выборе текстов Коста, которые звучат в перформансе?
– Я всегда исхожу из поэтического слова, поэтому исследовать творчество Коста начал с чтения его поэзии. Меня интересовала духовная тематика в его стихах. А чтобы разнообразить материал и показать обширный круг тем, которые затрагивал Коста, мы включили в перформанс также отрывки из его писем и публицистики, безусловно, интересных и важных. Нам интересно соединять различные метафорические пространства поэзии и публицистики, на их пересечении и соединении возникают новые интересные образы.
Работу мы начали с довольно объемным выбранным материалом, но как всегда это бывает, в процессе пришлось от многого отказаться. Больно "резать по живому" творчество выдающегося поэта, но сделать это было необходимо, исходя из драматургии происходящего на сцене.
Музыкально-литературный перформанс московской группы "Круглый бенд", посвященный Коста Хетагурову
© Photo : Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. Пушкина
– Какой образ Коста возник перед вами после того, как вы познакомились с его творчеством?
– Конечно, Коста – это классик. В моем сознании и душе он близок Лермонтову: сам стиль того, как пишет Коста, каким метром, какие находит интересные образы. Коста был интеллектуалом, "копал" глубоко, и это так ценно в сегодняшнем мире, когда так много всего поверхностного создается. Мне кажется, что в этой глубине Коста нам всем стоит "копать" и находить новые смыслы и идеи для дальнейшей жизни. Делать что-то позитивное и светло смотреть в будущее. Может быть, это избитые слова, но сегодня они обретают особый, новый смысл.
– Мы услышали, что вы очень бережно и тактично поработали с осетинской традиционной музыкой. Насколько вам важно было использовать национальные музыкальные мотивы при создании перформанса?
– Мы хотели сохранить гармоническое зерно, и в напевах были частично представлены фольклорные мотивы. Нам хотелось показать аутентичность осетинской музыки через наш гармонический принцип, который заключается в переработке аккордов. Если говорить музыкальными терминами, то, к примеру, вот есть некие sus-аккорды (аккорды с задержанием – ред.), когда не звучит малая терция (интервал в три ступени, содержащий полтора тона – ред.), или когда в до-миноре исчезает малая терция и вместо ми-бемоль звучит фа. Тогда возникает некий минор, но на новом уровне минор получается словно летящий. У нас была задача соединить этот полет с гармонической основой осетинской гармонии.
Музыкально-литературный перформанс московской группы "Круглый бенд", посвященный Коста Хетагурову
© Photo : Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. Пушкина
У меня уже был такой опыт соединения национальной музыки с музыкой нашего бенда. Например, в Киргизии мы делали проект, в котором участвовали музыканты из четырех стран Средней Азии. Или в Японии у нас был проект с танцем буто (авангардный стиль современного танца, возникший в Японии после Второй мировой войны, в котором акцент делается не на форме, а на способах движения – ред.) и стихами на японском языке, которые читал местный поэт. Нам очень близки такие идеи проникновения в народные мотивы и фольклор. Исходя из этого опыта, могу сказать, что в фольклоре самых разных, отдаленных друг от друга стран, есть много общего.
– Касательно хореографии и образа девушки, которую воплощала на сцене автор пластической концепции перформанса Карина Несмеянова. Чем вдохновлялась сама Карина, смотрела ли, как выглядит осетинский народный танец?
– Карина – потрясающий перформер, актриса, поэт, музыкант, чемпион Европы по ушу. В ней соединилось много разных талантов. Вообще, "Круглый бенд" давно занимается пластическими элементами танца, которые в наших проектах импровизационно развиваются, взаимодействуют с музыкой и, словом, встраиваются в драматургию. В перформансе, посвященном Коста Хетагурову, нам было важно найти отличительные особенности осетинского танца и использовать их в импровизации. Карина захотела не просто станцевать отдельные элементы – вы видели, что в ее хореографии достаточно активно проявлялась лезгинка. Конечно, мы смотрели много разного материала, который нам присылала организатор фестиваля "Аланика" Галина Тебиева. Мы вдохновлялись, погружались в эту атмосферу, а также в очень насыщенную, глубокую и светлую культуру.
Музыкально-литературный перформанс московской группы "Круглый бенд", посвященный Коста Хетагурову
© Photo : Северо-Кавказский филиал ГМИИ им. Пушкина
Должен отметить, что я уже в третий раз приезжаю во Владикавказ, и нас здесь всегда очень тепло встречают. В первый раз несколько лет назад я приезжал с театром Маяковского, который показал в Русском театре им. Вахтангова спектакль по Брехту "Кавказский меловой круг". Второй раз – в рамках проекта Северо-Кавказского филиала ГМИИ им. Пушкина "Дни Пригова во Владикавказе", куратором которого был Виталий Пацюков.
– Если я правильно поняла, то финал перформанса, посвященного Коста, у вас открытый. Почему?
– Я думал закончить перформанс эпизодом на Голгофе, но потом мне захотелось провести линию в будущее, чтобы евангельские события отразились в нас сейчас и отражались в будущем. С другой стороны, финал – это и многоточие, некий итог и взгляд на Коста, в образе которого соединились и печаль, и радость. Таким финалом нам хотелось показать, что в каждом из нас есть эти разные эмоции, эта борьба, внутренние духовные переживания и внешняя сторона общественной жизни, проблемы, с которыми мы сталкиваемся, и дальше идем по жизни.