Эксперт рассказал, куда может пойти российский газ из Турции и что от этого получит Россия

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЦХИНВАЛ, 13 окт – Sputnik. Диана Козаева. Теоретически проект создания газового хаба в Турции может быть реализован в течение трех лет, считает заместитель генерального директора Института национальной энергии Александр Фролов.
Ранее Владимир Путин предложил Реджепу Тайипу Эрдогану создать в Турции газовый хаб. Как отметил российский лидер во время встречи с коллегой на полях шестого Саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, "Газпром" провел консультации по этому поводу с турецким министром энергетики и руководителем компании Botas.

"Чтобы говорить о том, куда дальше пойдет российский газ, надо получить подтверждение наших партнеров о готовности участвовать в подобного рода процессе. Если заняться чистой воды теоретизированием, то я полагаю, пойти этот газ может, в первую очередь, в сторону Италии, так как перед нами попытка возродить проект "Южный поток", но уже в его турецком исполнении", – сказал Фролов в интервью радио Sputnik.

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов
Он отметил, что можно говорить о том, что возрождение "Южного потока" и есть "Турецкий поток", но "Южный поток" обладал гораздо большей мощностью. Фролов уточнил, что предполагалось построить трубу на 63 миллиарда кубических метров газа в год, а "Турецкий поток" обладает мощностью в 31,5 млрд.
"Это означает, что у нас есть частично построенная на территории России инфраструктура, которая необходима для подачи газа в газопровод, который еще предстоит построить по дну Черного моря, чтобы он пришел в Турцию. А дальше, как минимум, два варианта: проложить трубы параллельно, условно говоря, Балканскому потоку, то есть сухопутному продолжению "Турецкого потока", который проходит по Балканам и далее по Венгрии, либо воспользоваться европейским проектом "Посейдон", который до сих пор не реализован. Он предполагает создание газотранспортной инфраструктуры для связи Греции и Италии", – рассказал эксперт.
Он пояснил, что речь идет об Италии потому, что конечной точкой "Южного потока" должна была стать Италия, точнее север этой страны, который, по сути, живет на одной нитке, идущей через Баумгартен (Австрия).
"Поставщиков газа у них много, но все они сначала приходят в австрийский Баумгартен, а оттуда идут газопроводы в Италию. И эта точка является весьма уязвимой, что показали события декабря 2017 года, когда из-за аварии в Австрии ряду стран пришлось испытывать острый дефицит газа. А доставить газ в Италию можно либо к центру страны, либо на север. В первом случае, это "Посейдон", во втором – продолжение "Балканского потока", – сказал Фролов.
Турция оказалась самым надежным маршрутом для поставок газа даже в Европу – Путин
Он полагает, что чисто технически на создание газового хаба в Турции может понадобиться три года, но главный вопрос, по его мнению, состоит не в технической составляющей, а в политической.

"Мы то можем предложить такую идею, но согласятся ли на нее наши покупатели, и если на них начнет давить Брюссель, поддадутся они этому давлению или будут сопротивляться?" – отмечает Фролов.

На вопрос о том, что в результате получает Россия, кроме прибыли, он ответил, что снимается ряд рисков, которые появились за последний год во взаимоотношениях с той же Германией.
"Когда мы говорим об этом, стоит вспомнить, что Германия пыталась стать крупным газовым хабом на протяжении более 20 лет. Но Шольц эту историю закончил. И сейчас таким газовым хабом пытается стать Турция, и, возможно, ей удастся это сделать с нашей помощью", – сказал эксперт.
Российская энергетическая неделя: какое будущее пророчат российской энергетике?
При этом он отметил, что политическая ситуация может меняться, поэтому говорить о чем-то за пределами прибыли становится тяжело.

"Про "Северные потоки" мы тоже говорили, что это укрепит взаимоотношения с Германией, сделает наши экономики более связанными и позволит нам больше развивать отношения. И это было правдой. Наши отношения развивались, мы создавали совместные проекты, наш бизнес зашел на немецкий рынок, там создавались и перерабатывающие производства. Но мы увидели, как в одночасье все это может прекратиться. Поэтому давайте остановимся на прибыли. Это в текущей ситуации уже неплохо", – добавил Фролов.

Ранее министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез, комментируя предложение о перемещении транзита газа с "Северных потоков" в регион Черного моря и Турцию, заявил, что оно технически возможно и должно быть обстоятельно изучено.