Ярким примером возрождения осетинского зодчества можно назвать восстановленную родовую башню фамилии Цаллаговых и музей старины в селении Унал. Это уникальный портал в древнюю эпоху Северной Осетии. К инициативе Цаллаговых присоединились и фамилии, вышедшие из других сел, которые приносили музею предметы быта, оставшиеся от предков.
Родовая башня-музей Цаллаговых в селении Унал
© Sputnik / Диана Валиева
В 2018 году прошло торжественное открытие башни-музея, в ознаменовании которого спустя 300 лет впервые разожгли сигнальные костры в башнях, расположенных в селах Унальского поселения. Белый дым, созывавший людей по радостному поводу, передали от села Цамад до самого Унала.
В Южной Осетии зарегистрировано более 1400 объектов культурного наследия.
К сожалению, нередки случаи, когда отдельные энтузиасты, желая восстановить культурные памятники, начинают восстановительные работы без официального разрешения, в результате чего портят исторический облик и восстанавливают здание неправильно.
Единственный отремонтированный по всем нормам и стандартам храм — это Рукская церковь. Ее реставрировали специалисты, согласовавшие план работ с экспертами и воссоздавшие церковь абсолютно точно по найденным снимкам XIX века.
С нуля начал возводить национальный осетинский дом общественный деятель Юрий Бетеев.
Село Борджнис
© Из личного архива Лейлы Дриаевой
Это дом-музей образца традиционного осетинского жилища 1770 года. Дом каменный, с надочажной цепью и мебелью в этническом стиле.
О том, почему важно сохранять историю народа, в интервью для нашей программы рассказал сам Юрий.
Две Осетии. Говорят, они похожи. Так ли это? "Юг-Север" — программа о сходствах и различиях южных и северных осетин. Политика, экономика, общество и культура, разделенные Кавказским хребтом.