Во Владикавказе в Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований им. В.И.Абаева в рамках 1100-летия Крещения Алании проходит международная научная конференция "Христианство на Северном Кавказе: история, культура, современное общество".
В конференции принимают участие доктор филологии, директор Института Ирана и Кавказа, профессор Российско-армянского университета Гарник Серобович Асатрян, доктор теологии, ведущий научный сотрудник Абхазского института гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа Академии наук Абхазии архимандрит Дорофей (Дбар Дмитрий Заурович), доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом этнологии СОИГСИ им. В. Абаева Людвиг Алексеевич Чибиров, другие истории Северной и Южной Осетии, а также ученые из российских регионов.
Открывал конференцию епископ Владикавказский и Аланский Герасим, который подчеркнул, что хоть история христианства на Северном Кавказе основательно изучена и уже накоплен большой материал, все-таки многие факты требуют дальнейшего изучения:
"Кавказ, лежащий на пересечении границ дорог Европы и Азии, лежит и на перепутье исторических судеб различных народов и мировых религий. История христианства здесь насчитывает более двух тысяч лет. На Северном Кавказе проповедовали святые апостол Андрей Первозванный, Симон Кананит и множество других подвижников веры. Аланы и адыги были крещены раньше Киевской Руси. Включение Кавказа в сферу влияния христианской цивилизации, сыграло положительную роль в культурном развитии региона. Одиннадцать веков назад в первой четверти 10-го века была образована Аланская метрополия Константинопольского патриархата. Многочисленные завоеватели пытались истребить веру христову на Кавказе, но уничтожить генетическую память и веру не смогли. Она стала частью обычаев и традиций".
Епископ подчеркнул, что о тысячелетней истории христианства на Северном Кавказе свидетельствуют многочисленные архитектурные памятники:
"До сих пор памятниками христианства Северо-Кавказского региона являются древние православные храмы Осетии, Абхазии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Дагестана и Ингушетии. История христианства на Северном Кавказе привлекает внимание исследователей на протяжении многих лет. Работы до революции и в наше время, писали многие видные ученые и священнослужители. В данной области знаний накоплен большой материал, однако до сих пор есть лакуны и белые пятна и многие факты требуют дальнейшего изучения".
Правящий архиерей указал на то, что работа нынешней конференции, приуроченной к празднованию 1100-летия Крещения Алании, станет еще одним шагом к изучению христианства на Северном Кавказе:
"Мы заслушаем доклады видных ученых о влиянии христианства на культуру и традиции, прошлое и настоящее нашего общества. Желаю участникам конференции успешной работы, новых творческих свершений и помощи Божьей в служении делу науки".
В первый день конференции доклады зачитали доктор филологии, директор Института Ирана и Кавказа, профессор Российско-армянского университета Гарник Серобович Асатрян "Армянское xač‘ ("крест") как религиозный термин в языках региона", доктор теологии, ведущий научный сотрудник Абхазского института гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа Академии наук Абхазии архимандрит Дорофей (Дбар Дмитрий Заурович) "Письма Константинопольского патриарха св. Николая I Мистика абхазским царям и христианизация аланов", доктор исторических наук, зав. отделом археологии СОИГСИ им. В.И. Абаева Алан Туаллагов
"Армянские источники о христианстве алан", доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела народов Кавказа Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая Зарифа Цаллагова, доктор философских наук, старший научный сотрудник Ярославского высшего военного училища ПВО Тамара Дадианова "Культурно-просветительская и миссионерская деятельность русской православной церкви и развитие образования Осетии в XVIII-XIX вв", "Влияние Византии на церковное зодчество и иконопись Алании".
Ученый из Абхазии, доктор теологии, ведущий научный сотрудник Абхазского института гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа Академии наук Абхазии архимандрит Дорофей (Дбар Дмитрий Заурович) в интервью Sputnik указал на то, что празднование 1100-летия Крещения Алании – компенсация не состоявшегося празднования 1000-летия Алании, которого не было сто лет назад в постреволюционное время по понятным причинам:
"Тысячелетие Крещения Алании выпало на постреволюционное время и эту тему никак невозможно было одобрить и провести важные мероприятия. Отчасти сегодняшние празднования – это компенсация упущенной тогда возможности".
Но Архимандрит Дорофей подчеркнул, что сто лет назад вряд ли могли быть представлены полноценные доклады и исследования:
"Хотя в то время известный профессор Юлиан Кулаковский писал о христианизации Алании, само аланское научное сообщество не смогло бы провести празднование так актуально и масштабно, как это сделано сейчас. А сегодня у нас есть такой прекрасный научный центр, как СОИГСИ – главный институт, который занимается изучением истории алан и их культуры".
Архимандрит Дорофей напомнил о древних связях Абхазии и Алании:
"Какое активное участие принимали абхазские цари в христианизации алан, говорит один простой факт: те, кто приедет на экскурсию в Зеленчукский комплекс (три христианских храма, построенные в X веке, расположенные в ущелье реки Большой Зеленчук на территории Нижне-Архызского городища – предположительно, города Маас, столицы древней Алании (Аланского государства) – сейчас посёлок Нижний Архыз – ред.), то увидит вывеску о том, что эти храмы строились при участии абхазских царей. И об этом говорят не только документальные источники, но и то, что храмы в Нижнем Архызе – копия храма Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селении Лыхны в Абхазии".
Также архимандрит подчеркнул, что абхазов и потомков средневековых алан – осетин, связывает не только общая вера, но и традиции:
"Безусловно, что абхазы сыграли важную ключевую роль в христианизации алан. И хотя мы по языку близки к адыгам, но если брать этнографию и фольклористику, то между нашими народами существует удивительная близость ввиду активных контактов".
1 / 3
Международная научная конференция "Христианство на Северном Кавказе: история, культура, современное общество" во Владикавказе
2 / 3
Международная научная конференция "Христианство на Северном Кавказе: история, культура, современное общество" во Владикавказе
3 / 3
Международная научная конференция "Христианство на Северном Кавказе: история, культура, современное общество" во Владикавказе
Ученый рассказал также о том, что для него было важно совершить путешествие из Абхазии в Осетию на автомобиле, чтобы непосредственно увидеть те места, которые изучал по учебникам истории:
"Для историка очень важно увидеть своими глазами то, о чем знал и читал, и наложить эти знания на реальную географию, которую никакие карты не могут передать и не дают то, ощущение, впечатление и понимание, которое получаешь непосредственно, проезжая все эти территории. Это удивительная возможность представить, откуда могли идти ответвления Шелкового пути и какие могли быть контакты у наших предков. Например, когда я говорю, что первый архиепископ Алании Петр следовал в Аланию на свою кафедру через территорию Алании, то интересно подумать, а как он мог туда ехать – отсюда, с восточной части, ведь тогда столица Абхазкого царства была в Кутаиси, либо оттуда – с Нижнего Архыза, доказательством чему служит комплекс храмов Зеленчука и мы понимаем, что этот путь пролегал через Домбай-Теберду".
Организаторы конференции: Правительство Республики Северная Осетия - Алания, Владикавказская и Аланская епархия, Национальный музей Республики Северная Осетия - Алания, Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра РАН.