ЦХИНВАЛ, 27 июл – Sputnik, Диана Козаева. Россия сделала выводы из итогов информационной войны, развернутой во время грузинской агрессии в Южной Осетии в августе 2008 года, главные из которых – это Sputnik и Russia Today. Об этом на круглом столе "Информационное противоборство и роль СМИ в формировании общественного мнения" сказал исполнительный директор медиагруппы "Россия сегодня" Кирилл Вышинский.
Обсуждение было организовано агентством Sputnik Южная Осетия совместно с комитетом информации и печати. Спикерами также выступили глава информационно-аналитического управления администрации президента Юрий Вазагов, журналист Алан Тибилов, депутаты парламента Амиран Дьяконов и Давид Санакоев.
"То, что мы сегодня сидим здесь, в агентстве Sputnik – это, наверное, главный вывод, который сделала Россия", – отметил Вышинский.
По его словам, достаточно быстро была создана очень эффективная сеть сайтов, которые своим лозунгом выбрали фразу: "Рассказываем то, о чем другие молчат".
"И эти сайты начали получать достаточно неплохие результаты по привлечению аудитории. До этого появилось телевизионное агентство RussiaToday, которое показывало просто феноменальные результаты. Выводы мы сделали, но в данном случае у нас нет "лома" против европейских двойных стандартов по отношению к СМИ", – сказал журналист.
На примере общественно-политических процессов, которые происходили на Украине с 2004 года, он показал, как СМИ и подаваемая ими "нужная" информация и информационное воздействие на общество могут вывести его из состояния психологического спокойствия и привести к серьезным и необратимым кризисам.
"Я помню, как в 2004 году, во время первого "майдана", маленький канал, который Порошенко запустил за полгода до выборов и который вещал только на Киев, в течение полутора месяцев обогнал по рейтингам крупнейшие национальные каналы. Тогда я увидел, что такое информация в кризисные моменты, насколько это важно и насколько это может приковывать внимание и воздействовать на людей", – отметил Вышинский.
С одной стороны, по его словам, он проникся уважением к собственной профессии, потому что понимал, что все это делают журналисты, а с другой – понял, насколько это иногда может быть разрушительно для психики людей.
"А дальше все превратилось в гражданскую войну, где просто убивали друг друга, в том числе потому, что в течение долгого времени людям рассказывали, что на Донбассе живут неправильные украинцы. Правильные точно считают Бандеру своим героем, Россию – врагом, они хотят в Европу и к европейским ценностям", – рассказал Вышинский.
А потом, продолжил он, можно было следить за тем, как формируется противоречивая картина мира, где в одном выпуске новостей рассказывали про войну и тут же про выросший товарооборот между Украиной и Россией.
"Представить себе, что во время Великой Отечественной войны, во время Курской битвы, растет товарооборот между Советским Союзом и Германией, было невозможно. А здесь эти вещи совместимы. Потому что когда человек находится все время в напряжении, он перестает рационально мыслить. И эта картина мира, где первый сюжет про войну, а второй – про рост товарооборота, укладывается в голове. Это штука, которая очень хорошо действует. И точно позволяет рассказать людям, что мы тут лучшие, а там, на Донбассе, худшие", – отметил он.
Вышинский добавил, что таких историй о том, как формируется образ врага из гражданина, который просто думает по-другому, десятки, и они активно используются.
"Настолько активно, что это в итоге привело к гражданской войне. Быстро вооружили людей, которые стояли на "майдане", провели подготовку на полигоне национальной гвардии под Киевом. Так появились "Айдар", "Азов" и так далее. И когда они вошли на Донбасс – мотивированные, точно прошедшие через "майдан" и систему формирования представления о людях на Донбассе, как о врагах и вообще людях другого сорта – пролилась первая кровь. И тогда уже начинается эффект войны. Это уже не политика, а что-то личное. Потом втянули армию, и пошло-поехало", – рассказал он.
Возможно, добавил журналист, это чем-то отличается от того, что было в Южной Осетии, а с другой стороны – может быть, очень похоже.