ЦХИНВАЛ, 25 июл – Sputnik, Диана Козаева. В мультимедийном пресс-центре Sputnik Южная Осетия в рамках проекта SputnikPro состоялся новый модуль обучающей программы на тему: "Публицистика в традиционных и новых медиа".
Мастер-класс для представителей югоосетинских СМИ провел исполнительный директор медиагруппы "Россия сегодня" Кирилл Вышинский. На площадке пресс-центра Sputnik собрались ведущие журналисты югоосетинских СМИ, при этом вопросы, которые обсуждались во время общения с известным журналистом и общественным деятелем, касались не только заданной темы, но и других аспектов масс-медиа.
SputnikPro: Кирилл Вышинский
© Sputnik / Natalia Airiyan
Вышинский поделился мнением о том, как российская спецоперация на Украине изменила СМИ, как противостоять информационному натиску и смогут ли ведущие российские СМИ, попавшие под санкции, вернуть свои позиции на Западе и в Европе.
Либо опыт, либо блат
"Когда я начинал путь в профессию, то журналистом стать было достаточно не просто, потому что на весь Советский Союз было не больше пяти-десяти вузов, где готовили журналистов. Чтобы попасть в газету, а она тогда была самым популярным местом работы, нужно было иметь либо блат, либо опыт. А лучше, если ты еще являешься членом Компартии, что тоже добавляло авторитета", – отметил Вышинский.
Сейчас, продолжил он, журналистом может стать каждый: зарегистрировать канал, вести блог в соцсети, либо за три минуты создать свой Telegram-канал и очень скоро набрать десятки и даже сотни тысяч подписчиков.
"Чем ценна сегодняшняя журналистика? Получить информацию очень легко, можно ежеминутно обновлять каналы и получать ее в реальном времени. Но вместе с тем, в мире масс-медиа не меняются две вещи: главное, содержание профессии журналиста и необходимость публицистической позиции", – считает Вышинский.
По его мнению, при написании публицистического материала нужна заранее сформированная твердая внутренняя позиция – надо задать себе вопросы, получить для себя ответы, а потом уже приступить к их публикации и тиражированию.
SputnikPro: Кирилл Вышинский
© Sputnik / Natalia Airiyan
В качестве примера журналист привел тему пандемии коронавируса и вакцинации, когда перед каждым человеком встал вопрос: прививаться или нет, обезопасить себя или же стать потенциальным переносчиком вируса и виновником болезни, или даже смерти других людей. Он уверен, что каждый вначале должен сам ответить на этот вопрос.
Бич журналистики
Кирилл Вышинский поделился мнением о том, как изменилась журналистика с начала российской военной спецоперации.
"Некоторые события очень ярко показывают, какие изменения происходят. Мы и так жили в ситуации, где общераспространенным стало понятие фейк. Мне ближе слово ложь. Мы и так понимали, что фейк – это самый большой бич журналистики и бороться с этим практически невозможно, потому что это очень быстро расходится. Мы с этим столкнулись обостренно и начали на это не просто обращать внимание – это стало предметом серьезных информационных операций", – сказал он.
SputnikPro: Кирилл Вышинский
© Sputnik / Natalia Airiyan
Здесь Вышинский подчеркнул, что именно наличием ответственности за подачу правдивой информации журналист отличается от того же блогера.
"Сейчас не только профессиональные журналисты, но и политики позволяют себе подавать непроверенную информацию", – отметил он.
Пример этого – скандальная история с уполномоченным по правам человека на Украине Людмилой Денисовой, которая с первых дней начала рассказывать про массовые изнасилования, в том числе подростков и детей, а также про сотни обращений к ней в офис.
"И ей верили на Западе. А потом на Украине поняли, что ее рассказы уже начинают играть в минус, потому что они настолько вызывающи, глупы и несоизмеримы с реальностью, что понятно, что этот человек просто врет. Официальный украинский чиновник, отвечающий за права человека. То есть если врет она, то как можно доверять всем остальным? И ее уволили. А потом, когда журналисты начали проверять, оказалось, что у украинской прокуратуры есть два заявления, которые она проверяла", – рассказал Вышинский.
SputnikPro: Кирилл Вышинский
© Sputnik / Natalia Airiyan
Что с этим делать, продолжил он, никто не знает. Противоядия нет, оно, по словам журналиста, может быть только в одном – внутри профессии.
"Потому что, как ни крути, журналист живет в рамках, есть определенная ответственность по закону, у него обязательств перед читателем и перед законом на порядок больше, чем у любого блогера. Помимо этого, есть некие корпоративные правила, что мы, журналисты, сообщаем только факты, даже если нам хотелось бы, чтобы они были другими. Не хочешь – иди в блогеры", – отметил Вышинский.
Известный журналист также рассказал о том, как санкции и запрет на вещание Sputnik и RT в европейских странах повлияли на информационную войну, и отметил, что эти СМИ в состоянии вернуть свои позиции в достаточно короткие сроки.
О проекте SputnikPro
SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. Ведущими модулей проекта выступают как медиаменеджеры Sputnik, так и другие известные российские эксперты.
На сессиях обсуждают различные аспекты журналистской профессии, включая производство мультимедийного контента, работу в социальных сетях, привлечение трафика на новостные ресурсы и многое другое. С марта 2018 года в мастер-классах SputnikPro приняли участие свыше 5000 слушателей из более 80 государств.
Sputnik – международное информационное агентство и радио – часть российской медиагруппы "Россия сегодня". Sputnik объединяет интернет-сайты на 32 языках, аналоговое и цифровое радиовещание в более чем 90 городах мира и новостные ленты на английском, арабском, испанском, китайском и фарси. Аудитория информационных ресурсов Sputnik составляет около 57 миллионов посетителей в месяц, общее количество подписчиков в соцсетях превышает 22,9 миллиона. Головной офис Sputnik находится в Москве.