В мае во Владикавказ приезжал московский цирк на льду. Шапито встречал восторженных детей и их родителей веселой музыкой, вкусностями, игрушками, а также возможностью почувствовать себя воздушным гимнастом и полетать под куполом цирка. Пока скамьи заполнялись зрителями, смелые дети отважно парили наверху, запоминая это ощущение на всю жизнь.
Как обустроен современный передвижной цирк, почему представление на льду завоевывает все больше зрителей, в чем романтика жизни цирковых артистов и когда в цирке перестанут выступать дрессированные животные – читайте в материале корреспондента Sputnik Анны Кабисовой.
Самый молодой коллектив
Показать цирковое представление на льду во Владикавказе приехали Вячеслав Пегеев и Васелина Денисова – организаторы самого молодого коллектива цирковых артистов на льду. По их словам, коллектив сейчас самый молодой в России и по возрасту проекта – ему всего два года, и по возрасту самих артистов – самой молодой артистке в коллективе всего тринадцать лет.
Вячеслав Пегеев рассказывает, что искусство цирка на льду зародилось в 50-е годы XX века в советском цирке, именно тогда артист по имени Арнольд придумал пригласить фигуристов в цирк и поставить цирковых артистов на коньки. Цирк на льду просуществовал какое-то время и затем угас, интерес к нему возник уже только после "Перестройки". Самый старейший коллектив в России – это Никулинский цирк на льду. Сегодня на льду работает всего шесть коллективов, четыре из которых – в Москве.
Вячеслав Пегеев
© Sputnik / Анна Кабисова
Идея сделать свой коллектив принадлежит Вячеславу Пегееву – профессиональному фигуристу, чемпиону. Когда он познакомился с Васелиной Денисовой, артисткой из цирковой семейной династии, то предложил ей создать свой независимый цирк. Девушка согласилась, и сразу после пандемии они выступили первый раз на Красной площади в Москве.
Коллектив молодых артистов на льду получился семейный – на льду выступают две сестры Вячеслава – также профессиональные фигуристки. Молодые люди говорят, что пока в России нет интереса только к цирку на льду, хотя у них уже есть программа из двух отделений, поэтому коллектив выступает совместно с другими артистами – воздушными гимнастами, мотоциклистами и дрессированными животными.
Артисты московского цирка на льду готовятся к выступлению во Владикавказе
© Sputnik / Анна Кабисова
"У нас самый частый вопрос после шоу: очень интересно и необычно, а будет ли тигр сегодня?"
"В России, да и на всем постсоветском пространстве, пока еще консервативное отношение к цирку как к искусству. Если мы посмотрим на Европу, то там животных в цирках уже нет, или их довольно мало. Наш коллектив пропагандирует идею, что животные должны уходить на второй план. Мы ни в коем случае не против жанра дрессуры, но ходить в цирк с идеей того, что я иду в зоопарк на сцене – это совсем неверно. Как неверно думать, что цирк только для детей. Цирк – это искусство, и в Европе он уже давно становится ближе к театральным постановкам. Цирковые режиссеры по всему миру набирают популярность даже больше, чем театральные. Например, закрытие олимпийских игр ставил цирковой режиссер", – рассказывает Вячеслав.
Артисты считают, что устаревшие в России представления о цирке, как о месте, где выступают дрессированные животные, мешают им выступать с полноценным шоу на льду под куполом цирка.
"Потому что придут дети и скажут: "а где был питон, я не посмотрел на животных, и клоун был неинтересный", – шутят ребята.
Васелина Денисова считает, что такое отношение к цирку – наследие советского прошлого, в котором зрителей приучили к выступлениям животных.
Васелина Денисова
© Sputnik / Анна Кабисова
При этом артисты уточняют, что в цирке не мучают животных:
"Мы знакомы с дрессировщиками, они не мучают животных. Они берут медведя или тигра маленькими, так как их необходимо воспитать с самого рождения, иначе они не будут работать и воспринимать дрессировщика. Но сама идея цирка с животными нам не близка, как не близка сама постановка номера в советском цирке – трюк-комплимент- трюк. Никакого театрального наполнения и актерской игры не подразумевалось. Все было заточено под то, чтобы показать возможности человека".
Акцент на то, что человек может, а не во что он одет
Ребята также усердно работают над тем, чтобы показывать свои физические возможности, но все это сопряжено с художественной формой – просто показать свою гибкость или ловкость им неинтересно, интереснее рассказать через это историю, показать ее с помощью эмоций и чувств.
"Мы репетируем по восемь часов в день, чтобы сделать законченную историю, в каждый номер вложить свои эмоции и постараться донести их до зрителей. Конечно, наши представления интереснее взрослым, чем детям. Хотя и дети любуются искусством жонглирования и танцами на льду", – рассказывает Вячеслав.
Артисты московского цирка на льду готовятся к выступлению во Владикавказе
© Sputnik / Анна Кабисова
Перемены цирк переживает не только в плане своего содержания, но и внешней подачи. Васелина рассказывает, что их коллектив сотрудничал с эквилибристом, призером Монте-Карло, который является примером того, как выглядит современный цирковой артист:
"Его костюм строгий и лаконичный – черный верх и черный низ, все закрыто, и нет никаких блесток и перьев. Акцент на то, что человек может, а не во что он одет. Мы пока что такого позволить себе не можем. У нас костюмы тоже европейского образца, без вычурности и размашистости, но одеваться совсем строго мы пока не можем".
Романтика цирковой жизни
Васелина Денисова буквально провела свое детство на арене, вместе со своей матерью фигуристкой она объездила весь земной шар с мировым турне. Привыкла путешествовать в самых разных условиях.
"Шапито отличается от больших площадок, вроде ледовых дворцов или театров. Первый раз, когда мы работали в шапито, то испытали шок – в куполе были дырки, оттуда капало, жилые вагончики были грязными, лед на арене был в грязи, но это было скорее исключением из правил. В следующем городе обстановка была получше", – поясняет Васелина.
Вячеслав объясняет, что без любви к своей профессии такой образ жизни не выдержать:
"Жизнь циркового артиста – это всегда путешествия, бешеное количество тренировок, и если ты не получаешь от этого удовольствие, то никогда не сможешь работать в цирке. Я учился в МГУ на химика, работал в лаборатории, но довольно быстро мне стало скучно. Мне хотелось тренироваться каждый день, много ездить и смотреть мир. Благодаря своей работе артиста, я был в Азии, объездил половину Европы, и в России много где был. С Васелиной познакомились на гастролях по России, потом создали свой коллектив, стали встречаться".
Также артист рассказал о том, что в жизни циркового артиста есть свод правил, которые нужно неукоснительно соблюдать:
"Цирк суеверный. Например, нельзя стоять спиной к манежу, потому что может "прилететь" реквизит, и плюс это неуважение к артистам, которые там находятся. Это одно правило из большого списка, и все они несут за собой смысл".
Кто свободен, тот и мама
Молодая семейная пара Анастасия Кайгородова и Александр Стеганцев гастролируют с дочкой, которой еще нет и года. Ухаживать за малышкой родителям помогают все артисты – это еще одно правило, которое не нужно учить, его выполняют по велению сердца и дружеской поддержки.
Анастасия Кайгородова признается, что до появления ребенка всегда считала, что не будет совмещать свою профессию с ролью матери, но все получилось иначе:
"В коллективе всегда есть семьи с ребенком, и мы видели, насколько это непросто. Постоянные переезды, куча дополнительных вещей, ребенок только уснет, а надо куда-то выходить, заселяться. Поэтому когда нас зовут на гастроли, то прежде чем принять решение, мы изучаем условия, удобно ли нам будет с ребенком. Недавно мы ездили на гастроли в Грузию и там жили прям в цирке, в гримерке были оборудованы номера, нам было очень удобно, все на одном месте, не надо никуда ехать".
А вот от гастролей в Турцию на полгода пара отказалась, так как с 5 вечера до 11 ночи они не смогли бы видеть ребенка.
Анастасия Кайгородова с дочкой
© Sputnik / Анна Кабисова
В целом, молодые люди считают, что с появлением ребенка в их активной творческой жизни ничего не поменялось. Видят, что ребенку такой образ жизни нравится:
"Говорят, что дети быстрее развиваются, когда не сидят в четырех стенах. Наша малышка уже видела и горы, и другие города".
Анастасия говорит, что ребята из коллектива очень помогают, когда они выступают.
"Кто свободен, тот и мама", – улыбается артистка.
В цирке не бывает поблажек
Виктория Пегеева – младшая сестра Вячеслава, ей тринадцать лет, и это ее первые гастроли.
"Раньше я занималась фигурным катанием, но около двух лет назад ушла из этого спорта. Брат пригласил меня в свой проект. Васелина и Слава научили меня жонглировать и позвали на гастроли", – объясняет Виктория.
Девушка рассказала, что жизнь цирковой артистки сочетает с учебой в школе: предупредила преподавателей, делает задания, приезжает сдавать контрольные. Пока все получается. Виктория говорит, что в коллективе ей не делают никаких поблажек, занимается наравне с остальными.
Виктория Пегеева
© Sputnik / Анна Кабисова
Васелина говорит, что в цирке поблажек не бывает в принципе:
"Я в цирке с двух лет, и у меня никогда не было поблажек. Если их делать, то это сильно расслабляет, и потом ты не сможешь полноценно работать. Цирковые не избалованы отдыхом. Все тренируются ежедневно по много часов, никто никого не балует".
Виктория рассказала, что сейчас готовит новый номер – растягивает спину и делает стойки на руках. Также девушке нравится работать в воздухе, но выступать в этом опасном жанре она сможет только с 18 лет.
Расслабляются и отдыхают артисты после длительных тренировок и выступлений – как любая другая молодежь – в барах и на прогулках. Васелина рассказывает, что в спортивной среде ходит легенда о том, что пиво расслабляет мышцы.
"Моя мама – мастер спорта по фигурному катанию. Она рассказывала, что ей на сборах давали бутылку пива. От длительных тренировок мышцы забиваются, а пиво разжижает кровь и помогает мышцам расслабиться. И это на самом деле так. Одного бокала пива хватит, чтобы ноги стали ватными", – улыбается Васелина.
Если совсем переволноваться, то можно натворить таких дел
А вот артистам мото-шоу пиво вряд ли кто-то порекомендует. Их трюки в металлическом шаре требуют невероятной концентрации, внимания и ювелирной четкости.
Артем Щетинин выступает на мотоцикле уже десять лет. Его искусство вызывает у зрителей неизменный восторг и бурные овации. Артем рассказал, что попал в цирковую студию еще в 12 лет, пробовал себя и в роли жонглера, и в роли акробата, пока не нашел себя в образе бесстрашного мотоциклиста.
Овладел необходимыми навыками Артем очень быстро – за три месяца.
"Мы поставили номер с тройным заездом. Все получилось быстро и легко, так как собрались люди, которые друг друга понимали и чувствовали".
Артем говорит, что волнение и страх присутствуют всегда:
"Только ты его немного приглушаешь, потому что если совсем переволноваться, то можно натворить таких дел...".
Артем Щетинин
© Sputnik / Анна Кабисова
Жизнь циркового артиста Артема привлекает возможностью путешествовать, но особой романтики в этом нет:
"Многие артисты говорят, что цирк – это болото. Но не в плохом выражении, а именно в смысле самого этого слова, что цирк, как болото, буквально затягивает, и выбраться из него очень тяжело. Сколько раз я увольнялся, но все равно возвращался, жить без цирка я мог максимум год. Это необычная жизнь, я люблю путешествовать по разным городам, узнавать разных людей, не люблю сидеть дома на одном месте".
Бытовые условия жизни в вагончиках артиста не смущают:
"Мне без разницы, лишь бы была крыша над головой. Я сам готовлю, в вагончике все для этого есть, оборудована душевая кабина".
Передвижной цирк обычно гастролирует весной и летом, потом наступает перерыв до следующей весны. А пока впереди веселые лица среди гостей, как говорит самая юная артистка Виктория Пегеева:
"Небольшое волнение перед выступлением всегда есть, но во время выступления оно проходит. И тогда остается только радость – искать веселые лица среди гостей".