20 апреля 2022 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче Северо-Кавказской студии кинохроники из федеральной собственности в республиканскую с формулировкой "В целях развития кинопроизводства в Северо-Кавказском федеральном округе".
Этого указа в Северной Осетии ждали давно, так как последние десять лет жизни руководителей киностудии – это бесконечные судебные тяжбы в попытках защитить студию от банкротства и продажи ее имущественного комплекса. На момент подписания указа, республиканская налоговая подала предприятие на банкротство, на студии ввели внешнее наблюдение, в суде идут слушания. Согласно указу президента, у правительства РФ есть два месяца, чтобы передать акции студии в собственность Северной Осетии. Срок истекает 20 июня 2022 года, и, если после передачи акций в республику долги студии по зарплатам и налогам не будут погашены, то студию обанкротят – она перестанет существовать.
Северо-Кавказская студия кинохроники
© Sputnik / Анна Кабисова
Помимо этой проблемы, руководители студии озабочены ее будущим статусом – будет она Северо-Кавказской или Северо-Осетинской?
Сами руководители студии считают, что этот вопрос архиважен и должен ориентироваться на предыдущий статус, то есть Северо-Кавказский. Тогда собственниками пакета акций студии могут стать все желающие субъекты СКФО. Таким образом, собственники смогут разделить между собой бремя содержания студии и ответственности за нее, совместно влиять на ее деятельность через своих представителей в совете директоров и общем собрании акционеров. Тем самым гарантировать сохранность и целостность имущественного комплекса студии.
Северо-Кавказская студия кинохроники
© Sputnik / Анна Кабисова
В каком статусе видят студию в правительстве республики пока неизвестно – этот вопрос, как и концепцию возрождения и развития, публично не озвучивают, отметив только, что "профиль объекта будет сохранен". Об этом написал глава республики Сергей Меняйло в своем телеграм-канале.
"Хорошие новости: студию кинохроники передают из федеральной собственности в республиканскую! Что будем делать дальше? Первое: необходимо разобраться с вопросами передачи, юридическими деталями и так далее. Там много нюансов – будем решать. Второе: конечно, в планах – сохранить профиль объекта. Будем создавать творческую площадку с учетом всех современных тенденций кинопроизводства. Проект концепции развития есть, но хочу подчеркнуть: это пока – вопрос не сегодняшнего дня. Сегодня – другие задачи. Сосредоточимся на поэтапном их решении".
О статусе студии и возможной концепции ее развития на территории в два гектара, с кинематографистами Северной Осетии поговорила корреспондент Sputnik Анна Кабисова.
Мадина Тезиева, журналист, режиссер документального кино
Во Владикавказе будет свой собственный Голливуд
На этой территории (территория Северо-Кавказской студии кинохроники – ред.) нужно сделать центр развития кино – кластер. Съемочный павильон, звукозаписывающая студия, современные монтажные… Тогда во Владикавказе будет свой собственный Голливуд.
Мадина Тезиева
© Sputnik / Анна Кабисова
Что касается статуса, то мое личное мнение – студия, в идеале, должна быть Северо-Кавказской. Самое главное в развитии студии – это прозрачность отбора тем для производства. В СКФО семь субъектов. Допустим, каждый субъект может выделить в год триста тысяч рублей на фильмопроизводство. В итоге – 2 миллиона 100 тысяч. В отборочную комиссию должны войти по одному представителю из каждой республики. Заявки подают кинематографисты, проживающие в Северо-Кавказском регионе. Если в год снимут два фильма, это уже неплохо для начала. При сайте киностудии надо открыть онлайн-платформу северо-кавказского кино с онлайн-кинотеатром. Киностудия должна заниматься дистрибьюцией – продажей фильмов прокатным организациям. На эти деньги можно будет снимать новые фильмы.
Аслан Галазов, сценарист и режиссер
Оригинальное кино о нашей жизни, о наших проблемах, о нашей истории и культуре
Будет ли это Северо-Кавказская или Северо-Осетинская киностудия – вопрос не такой простой, каким кажется на первый взгляд. Сторонники Северо-Кавказского статуса студии аргументируют свою позицию тем, что в этом случае возрождающаяся киностудия будет иметь больше финансирования. Но, во-первых, не факт. Сегодня государство поддерживает различные области российской киноиндустрии самыми разными способами, и объемы этой поддержки только нарастают. Северо-Кавказский статус может и ограничивать в чем-то. Во-вторых, и это гораздо важнее – в вопросе создания киностудии на первом месте должна быть творческая идеология, то есть какое кино мы хотим создавать. Слепки с западных образцов, кинообщепит или оригинальное кино о нашей жизни, о наших проблемах, о нашей истории и культуре? Я – за художественное кино, поэтому считаю, что киностудия должна быть Северо-Осетинской. Какая связь? Мне кажется, что в случае Северо-Кавказского статуса студии мы получим безличный, "ничейный" центр по оказанию киноуслуг со сложностями в управлении. Ведь известно, что "у семи нянек дитя без глазу".
Аслан Галазов
© Sputnik / Анна Кабисова
Другое дело, что Северо-Осетинская киностудия может и должна быть Северо-Кавказской по духу, то есть в фокусе внимания должны быть проблемы и актуальные темы не только республики, но и всего Северного Кавказа, должны быть задействованы режиссеры, актеры, операторы всего региона и так далее. Важнейшими задачами киностудии должны стать развитие национального кинематографа народов Северного Кавказа, расширение и укрепление межкультурных связей с регионами России, создание фильмов высокого художественного уровня, отражающих, в том числе, национально-историческое культурное наследие народов Северного Кавказа и вековые связи России и Кавказа.
Это должен быть кинокомплекс
Нужна ли Северо-Осетинской киностудии такая территория? Да, нужна. У нас появилась возможность создать на месте Северо-Кавказской студии кинохроники "Северо-Осетинскую киностудию художественных, документальных и анимационных фильмов" – современный центр российского кинопроизводства на Северном Кавказе.
Это должен быть кинокомплекс, включающий в себя павильоны, монтажные студии, офисы, кинотеатр, гостиницу для приезжих съемочных групп, столовую, гараж для спецтранспорта, помещения для техники и многое другое.
Поэтому территория лишней не будет.
Северо-Кавказская студия кинохроники
© Sputnik / Анна Кабисова
Развитие "Северо-Осетинской киностудии", как современного российского центра производства аудиовизуальной продукции, включает в себя не только культурно-идеологические задачи, но также и социально-экономические, поскольку речь идет о создании новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, развитии современного фильмопроизводства, внедрении инновационных технологий в таких стратегически важных сферах, как культура и медиа-пространство. Творческая работа киностудии должна быть нацелена на развитие социально и патриотически ориентированного кино, а именно – на создание фильмов, имеющих в первую очередь познавательную, нравственно-воспитательную и художественную ценности. Это кино для детей и юношества, экранизации литературной классики и национального фольклора, социальные драмы и комедии, документалистика, анимация и дебютные проекты.
Северо-Кавказская студия кинохроники
© Sputnik / Анна Кабисова
Алина Акоефф, режиссер документального кино
Не дадим распоряжаться нашей историей
Пора посмотреть внимательно на то, что происходит в индустрии кино в Северной Осетии. Даже такую глыбу, как Северо-Кавказская студия кинохроники, можно поднять при наличии в первую очередь решения и желания региональных властей. Ведь смогли же уберечь свою студию казанцы, почему мы не можем? Действительно, два гектара земли и много строений для современного кинопроцесса не так уж важны, однако эта территория, со всеми ее недостатками в виде отдаленности от города, может быть превращена в конгломерат культурных объектов. Туда может войти и кинотеатр, и художественные галереи, и, конечно, производство. Студия должна выйти из рамок документалистики и стать не просто студией смешанного типа (игровой и документальной), но тем самым пресловутым культурным кластером, о котором все так много говорят. И это возможно. При условии, опять же, что мы не дадим распоряжаться нашей историей, а это, безусловно, огромная часть нашей истории.
Алина Акоефф
© Sputnik / Анна Кабисова
Образовательный кинокомплекс для детей
На территории киностудии можно также создать образовательный комплекс для детей, кинопарк, где были бы и актерские мастерские, и курсы режиссуры, операторского мастерства, музей, в конце концов. В том числе и развлекательный комплекс с уклоном на кино, чтобы ребенок мог прийти и непосредственно все увидеть и почувствовать, попробовать себя в разных ролях, на разных площадках, оформленных, допустим, как съемочные площадки из старых фильмов – вот это, на мой взгляд, могло бы помочь кинохронике. Не сейчас, но в будущем. Ведь из ста детей, двое-трое заинтересуются, начнут учиться, может быть, один из них когда-нибудь получит Оскара. Да, в какой-то степени это был бы туристический объект, но отчасти он мог бы окупать расходы студии на содержание здания и территории.
И третье, конечно, в России крайне необходим южный киносъемочный хаб (основа, центр – ред.). Крым задыхается от съемочных групп, Осетия могла бы стать хорошей альтернативой для многих.
Северо-Кавказская студия кинохроники
© Sputnik / Анна Кабисова
Возрождение кинопроизводства – это в первую очередь вопрос кадров
Проблема кинохроники и, в целом, кинопроизводства в республике – это не здание. Конечно, очень хорошо, что здание киностудии теперь в собственности республики, но возникает вопрос: а что с ним делать дальше? Двадцать лет киностудию планомерно убивали, и я очень бы хотела, чтобы люди, которые распродавали там землю и отдали весь золотой фильмофонд в Москву, – понесли свое наказание. Тем не менее, вопрос сейчас не в здании. Вопрос возрождения кинопроизводства – это в первую очередь вопрос кадров. Двадцать лет бездействия привели к тому, что у нас полностью утрачена школа кино, свой стиль. Студия – это ведь не только производство, это было место, где человек мог с нуля научиться профессии, и потом, получив уже институтское образование, вернуться сразу к практике. Это полностью утрачено. И восстановление здания никак не поможет решить эту проблему, но проблему с кадрами надо решать уже сейчас, либо выделяя целевые места от республики в профильных вузах страны, либо, что лучше, организовывая на площадке наших институтов факультеты-филиалы киновузов. И тогда через пять лет, когда решится вопрос со зданием и его восстановлением, там будет кому работать. Пусть это будет одна съемочная группа, но она будет.
Султан Цориев, режиссер, председатель Северо-Осетинского отделения Союза кинематографистов России
Возрождение с прицелом на игровые фильмы
По проблеме Северо-Кавказской студии кинохроники недавно состоялось два важных мероприятия: онлайн-совещание Союза кинематографистов России, в котором участвовали первый заместитель председателя Лариса Солоницына, оргсекретарь союза Михаил Калинин, другие члены секретариата, а также представители союза из Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и совещание СК с министерством культуры РФ. На совещании обсуждалась передача акций Северо-Кавказской студии кинохроники из федерального центра в Северную Осетию. Я сразу поставил вопрос ребром и предложил четко определить, о чем мы говорим – о возрождении Северо-Кавказской студии кинохроники, на которой снимали исключительно документальное кино и существующей поныне как юридическое лицо, или Северо-Кавказской киностудии, которая будет возрождаться с прицелом на игровые фильмы.
Султан Цориев
© Из личного архива Султана Цориева
Игровые фильмы в Северной Осетии снимались на студии, организованной при Северо-Осетинском телевидении. Измаил Бурнацев, Рафаэль Гаспарянц, Батырбек Дзбоев снимали свои художественные фильмы именно там. При телевидении был построен кинокомплекс, который существует и поныне. Сейчас там располагается кинокомпания "Мир", а в павильонах снимают передачи ГТРК-Алания. На студии снимали фильмы не только северо-осетинские кинорежиссеры, но и соседи по региону из Дагестана, Кабардино-Балкарии и так далее. Работали очень дружно и продуктивно. Потенциально этот кинокомплекс можно задействовать и включить в контекст будущей Северо-Кавказской киностудии. Уже не студии кинохроники, а именно киностудии – это два разных субъекта юридически и организационно.
Вряд ли Северная Осетия в одиночку потянет возрождение
На совещании возникло много вопросов, так как некоторые участники были обеспокоены новостью о передаче студии кинохроники в собственность республики. Некоторые восприняли это как приватизацию студии Северной Осетией. Мы разъяснили, что это спасательные меры, так как у студии накопилось больше десятка миллиона рублей долгов, которые никто заплатить не может, так как в республике не имеют права платить за федеральную собственность. Предыдущий глава республики Вячеслав Битаров инициировал передачу студии в собственность республики, нынешний глава Сергей Меняйло подтвердил взятые республикой обязательства, и теперь речь идет о решении этой проблемы в материальном виде.
Северо-Кавказская студия кинохроники
© Sputnik / Анна Кабисова
Вряд ли Северная Осетия в одиночку потянет возрождение и дальнейшее поддержание деятельности студии. Решение проблемы достаточно простое при доброй воле всех республик Северного Кавказа – акции, которые передали в собственность Северной Осетии, распределить по субъектам, и тогда они возьмут на себя часть обязательств и инвестируют в студию свои усилия и возможности. Это будет реальным решением проблем.
Когда мы говорим о возрождении Северо-Кавказской студии кинохроники, то речь идет о ее физическом воплощении, а это территория в два гектара земли в очень привлекательном месте города и пригодное для ремонта здание размером четыре тысячи квадратных метров. Необходимо разработать план реорганизации и реанимации студии.
Республика еще не вступила в статус собственника акций – это должно произойти в течение месяца, начиная с пятого мая.
Процедура банкротства запущена и сроки достаточно жесткие
Периодически раздаются голоса тех, кто говорит, а зачем современной студии нужна такая территория и такие здания, хватит двух кабинетов и четырех компьютеров. Но хорошо, а давайте тогда зададимся вопросом, а зачем "Мосфильму" 44 гектара? Любая киностудия игровых фильмов нуждается в территории, на которой можно строить натурную площадку, декорации, цеха для аппаратуры и так далее. Плюс мы находимся в регионе, который очень привлекателен для кинематографистов. Это дополнительная перспектива для развития киностудии.
Северо-Кавказская студия кинохроники
© Sputnik / Анна Кабисова
Важный и сложный вопрос состоит еще в том, что процедура банкротства запущена и сроки достаточно жесткие, и если республика не успеет вступить во владения акциями и погасить долги студии, то никакого будущего у студии нет – все это будет по дешевке распродано с молотка. На студии уже назначили внешнее управление. Процедуру банкротства никто не отменял, поэтому чем скорее проблемы будут решены, тем быстрее мы сможем мечтать о светлом будущем.
Возрождение осетинского кинематографа. Авторский постскриптум
Пока идет процесс передачи студии из федеральной собственности в республиканскую, где-то далеко от Владикавказа возрождается российский кинематограф – страна переживает уникальный исторический момент, когда голливудское попкорновое кино по своей инициативе ушло с российского проката, и у местных режиссеров есть возможность достучаться до родного зрителя. Станет ли кинематограф Северного Кавказа вместе с другими национальными кинематографиями локомотивом возрождения и процветания российского кино, зависит только от нас. А прямо сейчас нужно спасти студию, которая олицетворяет славные страницы советского прошлого, блистательной жизни Северо-Кавказского кинематографа, чтобы увидеть, как на руины студии в живописнейшем уголке Владикавказа возвращается жизнь, и здесь снова снимают кино.
Северо-Кавказская студия кинохроники
© Sputnik / Анна Кабисова
Северо-Кавказская студия кинохроники была создана в 1946 году и за время своей работы выпустила свыше 500 документальных, учебных и научно-популярных фильмов. На ее базе регулярно выходил киножурнал "Северный Кавказ", который показывали во многих кинотеатрах страны перед трансляцией основной ленты.