Аким Салбиев: "Хочу мира и единую Осетию"

Сегодня свой 60-й день рождения отмечает кинорежиссер, Заслуженный деятель искусств России, Народный артист Северной и Южной Осетий Аким Салбиев.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Признанный далеко за пределами Осетии кинорежиссер рассказал в интервью Sputnik о кинематографе Осетии, своих кумирах, о встречах с Васо Абаевым и об ожидании мира и единой Осетии.
– Аким Алимбекович, расскажите, как творческий человек проживает такой возрастной порог?
– Я даже не задумывался… Я учился на филологическом факультете и четко запомнил: юбилей – это возраст, который делится на 25, 50, когда-нибудь отмечу и 75, 100. Все остальное круглая дата. Я как-то легко воспринимаю все, что касается цифр. Многое успел сделать, не удалось реализовать то, о чем я мечтаю со студенческой скамьи. Еще учась во ВГИКе, я показывал отрывки из большого театрализованного представления "Хаджи-Мурат" по повести Льва Николаевича Толстого, и вот еще мечтаю об этом. Может в этом году получится. Жизнь похожа на зебру – есть черные и белые полосы, в последнее время черного было больше.
Радио
Публичная личность должна уметь многое. Салбиев о сегодняшних реалиях
– За свой творческий путь вы сделали немало – 20 фильмов со звездами мирового кино, а также с общественными деятелями культуры и науки Осетии и России. Благодаря вашим работам мы ближе познакомились с нашими соотечественниками. Кто из героев ваших документальных лент на вас оказал наибольшее впечатление, от кого вы остались в восторге?
– Они мне все очень дороги. Но безусловно – это Василий Иванович Абаев. Я приехал в Москву в 1982-м поступать во ВГИК. Той же осенью я с ним познакомился на нашем великом празднике Джиуаргоба. С этой поры началась наша дружба, почти каждые выходные я приезжал в их гостеприимный дом. Я запомнил рассказы о языке, об этносе и эпосе. Тогда же для меня стало очевидно, насколько просты гениальные люди. С тех пор я вынашивал мечту снять фильм про Василия Ивановича, она осуществилась, когда президентом Северной Осетии стал Ахсарбек Галазов. Об этом редко говорят, но Васо Абаев родился в 1899 году в декабре, в XIX веке. Он прожил весь XX век, шагнул в XXI. Сам он признавался, что его долголетие – не его заслуга, а благодаря молитвам старших. "Бирæ нын цæр" – говорили ему гости семьи Абаевых. А пожелания добрых людей всегда сбываются. Я очень рад, что фильм о нем полюбился. Это один из фильмов, который я пересматриваю раз в год. Каждый раз, когда я бываю на юге, то всегда прихожу к его памятнику в центре города во Владикавказе – это некрополь, где он лежит рядом с нашими великими соплеменниками.
– Кто были вашими кумирами, на чьих фильмах вы воспитывались?
– Безусловно на фильмах великого кинорежиссера, педагога, профессора Герасимова. В начале 70-х у нас только появился телевизор, и мы смотрели "Тихий Дон". Собиралась вся семья, приходили соседи. Мне, как самому младшему в семье, не хватало табуретки, поэтому я всегда смотрел стоя, прислонившись к стене.
Три года я работал в кино, на телевидении. А когда он в 1982 году выпустил свой курс, тогда я поехал поступать во ВГИК, чтобы попасть к нему, к счастью, прошел с первого раза.
"Удивительный фильм": Аким Салбиев завершил работу над "Темур-Алсак"
– Кого бы вы выделили из классиков зарубежной кинорежиссуры?
– Мы смотрели их только во ВГИКе. В то время все было под запретом, они не шли в прокате. Это "Сладкая жизнь", "Восемь с половиной" и "Амаркорд" Федерико Феллини, семейно-психологические фильмы Ингмара Бергмана и другие. Нам, тогдашним студентам, повезло, с некоторыми из них я встречался. Часто говорю, что получил советское образование, я и сейчас работаю на батарейках этого образования, его заряда хватает и сегодня.
– Аким Алимбекович, как возможно, на ваш взгляд, возродить кинематограф в Осетии, неважно на севере или на юге?
– Для меня Осетия неделима. Надо снимать то, что есть. У нас великолепная проза у Арсена Коцоева, Сека Гадиева. На севере была киностудия при телевидении, где каждый год снимали по две картины в течение 30 лет, но она снимала фильмы писателей всех северокавказских республик. А надо создавать свою. Насколько я знаю, решение принято президентом России В. Путиным отдать северокавказскую студию кинохроники Северной Осетии. Вот будет место, что-то можно будет возродить. Теперь кино снимается на цифру, все эти проявочные и монтажные цеха никому не нужны. Киностудии – это люди. 15 лет назад я снял "11 писем к Богу" и думал, что возродится кино. Но это никому не нужно. Главы республики менялись, но к культуре должного внимания никогда не было нигде. Вот сейчас мне стало известно, что снята новая картина "Простачок, или Бесконечный поединок" режиссера Блу Ариага, который учился до меня у тех же мастеров.
– Слово "Осетия" прежде всего ассоциируется с конфликтами. Как, имея такую богатую культуру и историю, у нас не получается их продвигать?
– Время такое, на культуру в бюджете выделяется меньше одного процента. Высокие места должны занимать люди с высокой культурой.
– В свой день рождения, какого чуда вы бы себе пожелали?
– Человека можно убить, исполнив все его мечты. Но чуда бы хотел. Я хочу мира и Единую Осетию.