Праздник 1 мая, который у большинства ассоциируется с Советским Союзом, возник за несколько десятков лет до Октябрьской революции и появления СССР в Америке.
В 1886 году 1 мая работники чикагских боен собрались на демонстрацию, чтобы потребовать сокращения рабочего дня. Об этом Sputnik рассказал историк Роберт Кулумбегов. По его словам, рабочий день в то время длился 15 часов в тяжелых условиях, а оплачивался плохо.
"Демонстрация, конечно, имела обоснование. Требования были справедливые - восьмичасовой рабочий день и повышение зарплат. Но ответом на митинги стали разгоны демонстраций полицейскими", - сказал он.
Это не остановило митингующих. Наивысшей точки демонстрации достигли в Чикаго, когда около 10 тысяч рабочих местных боен вышли протестовать. Протесты распространились и на другие города. На демонстрации вышло около 50 тысяч рабочих. 4 мая пролилась первая кровь, было применено оружие, погибли люди. Со временем у движения появились и активисты и лидеры, которые стали использовать протестное движение в своих целях, особенно во время выборов. Но все же требования рабочих были удовлетворены. В конце концов, стандартом стал восьмичасовой рабочий день.
"После этого, майский день, а именно 1 мая, стал символом борьбы трудящихся за свои права. Не только за сокращение рабочего дня, но и за улучшение условий труда, повышение заработных плат. Эта традиция передалась и в Россию. Именно здесь впервые, кроме экономических требований, стали появляться и политические требования - раздавались призывы к свержению самодержавия", - рассказал Роберт Кулумбегов.
Но все же митинги проходили мирно. Их не разгоняли. Появился термин "маевка" - народ выезжал за город и организовывал пикники. Но, конечно же, все лишь выглядело безобидно. На самом деле содержание маевок было политическим. Революционно настроенные граждане читали запрещенную литературу, обменивались мнениями, формировали центры борьбы с самодержавием.
"В Южной Осетии тоже проходили эти маевки. Не с таким большим размахом, потому что в мае обычно население занималось сельхозработами, и считало их более важными. Но и интеллигенция, в том числе – революционная, тоже была достаточной прослойкой. Они оканчивали учебу в российских вузах, состояли в российской социал-демократической партии", - продолжил историк.
На одну из таких маевок в Цхинвал в 1905 году был приглашен и Иосиф Сталин. В парке обсуждалась бушевавшая в тот момент Первая Российская революция. О маевке узнали казаки и прибыли арестовать революционеров. Сталину удалось спастись благодаря местному жителю Семену Тер-Спепанову, который на своей спине перенес через разлившуюся от весеннего половодья Лиахву будущего вождя народов.
Советская молодежь во время демонстрации в День 1 Мая в Москве. 1959 год
© Sputnik / Aleksandr Mokletsov
/ Уже после Октябрьской революции 1917 года Первомай стал одним из главных государственных праздников, так как СССР считался страной победивших рабочих и крестьян, пролетариата. Изначально праздник 1 мая назывался Днем Интернационала. За годы, что существовал Советский Союз, праздник несколько раз менял названия: День трудящихся, Международный день трудящихся, Праздник труда. Сейчас же это Праздник весны. Этот день всегда был выходным. Впоследствии к нему добавилось и 2 мая. И хоть Первомай не был основным праздником страны (им оставалось 7 ноября - очередная годовщина Октябрьской революции), но народ любил этот праздник. Весеннее тепло и солнце позволяли выезжать на природу, гулять.
"В Южной Осетии 1 мая проходили шествия, в которых несли портреты вождей пролетариата, транспаранты. В колонне обязательно должны были быть мужчины и женщины разных национальностей, чтобы показать интернационализм. В 60-е годы шествие шло по улице Сталина, проходило по площади, где перед театром стояла трибуна. На ней стояло руководство области. После парада колонны шествующих разбредались по парку, где играл оркестр, проводились разные спортивные мероприятия. Этот праздник сплачивал народ", - рассказал Роберт Кулумбегов.
В день Праздника весны и труда на Красной площади в Москве.
© Sputnik / Юрий Абрамочкин
/ Он также заметил, что сейчас в Южной Осетии демонстрации на 1 мая не проводятся.
Они иногда бывают в России, их организовывают профсоюзы. Но лозунги и транспаранты уже кардинально отличаются от тех, с которыми выходили протестующие в Чикаго почти 150 лет назад.