Воздушное пространство Евросоюза полностью закрыто для России, авиасообщение с Россией ограничили 37 государств. Росавиация запретила полеты над Россией без специального разрешения авиаперевозчикам из 36 стран. Как турагенты решают проблемы? Можно ли рассчитывать на развитие внутреннего туризма в связи с санкционными ограничениями? Какие направления станут самыми популярными? Об этом и не только в интервью Sputnik рассказал вице-президент Альянса туристических агентств России Алексан Мкртчян.
– По туротрасли сначала ударила пандемия. Теперь проблемы появились в связи с антироссийскими санкциями. Как турагенты решают проблемы и как в таких условиях можно говорить о развитии туризма в целом?
– Кто-то выиграл, кто-то проиграл. Понятно, что проиграл в целом международный туризм, особенно европейские туры. Их, по сути, нет. Разовые поездки есть – россияне летят в Европу через Дубай, Стамбул, Катар. Массовых поездок этим летом, конечно, не будет.
А выиграл, в частности, регион Кавказа. Та же Осетия, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Сочи и, естественно, Абхазия.
Но проиграли те, где закрыты аэропорты. Это Туапсинский, Геленджикский, Анапский районы, Крым. Поэтому российский туризм потихоньку адаптируется. Вы видите, что некоторые рейсы увеличиваются, тот же Египет, Турция, ОАЭ. Если брать юг России, то сейчас главными остаются два аэропорта – Минводы и Сочи. У нас есть порядка полутора сотен небольших самолетов Sukhoi Superjet-100. Это ближнемагистральный самолет, такие не могут, допустим, летать из Москвы в Шарм-эль-Шейх, но из Сочи и Минвод они прекрасно долетают, и люди со всей страны прилетают в эти регионы, и оттуда летят дальше – в Израиль, Турцию, Египет, Арабские Эмираты.
В Минводах никогда такого не было, что в это время нет мест в отелях. Даже в таком городе, как Пятигорск, где всегда есть места. Потому что люди прилетают и хотя бы одну ночь в регионе Кавминвод ночуют, чтобы потом улететь за рубеж. Поэтому кто-то страдает, а кто-то радуется.
– То есть можно рассчитывать на развитие внутреннего туризма в связи с санкционными ограничениями?
– Конечно. Мы это уже видим. Например, резко вырос интерес к той же Осетии. Если раньше для большей части россиян было загадкой, что такое Мамисонское ущелье, Фиагдон или Цей, то сейчас о них знают и в Мурманске, и в Архангельске, и в Иркутске. Все уже знают знаменитого осетинского винодела Константина Дзитоева. Поэтому бенефициары уже определились.
Если брать всю Россию – это Байкал, Карелия. В этом году выстрелит Камчатка, впервые в истории России будут поставлены прямые чартерные рейсы Москва – Петропавловск-Камчатский, чтобы удешевить стоимость. Не секрет, что более 90 процентов россиян в Центральной части России никогда не были на Камчатке и Дальнем Востоке. К примеру, если раньше Камчатка стоила до ста тысяч на человека, то сейчас расценки подешевеют вдвое – это и перелет, и проживание, и трансфер, и страховка. Будет продолжена тема с рейсами на Сахалин.
Сейчас президент РФ подписал указ о том, чтобы возвращать кешбэк по Дальнему Востоку до 40 тысяч рублей. И я думаю, это не предел.
– На фоне проведения спецоперации на Украине цены выросли и на авиабилеты как на международные рейсы, так и на внутренние. Аналитики прогнозируют, что цены на билеты российских авиакомпаний в 2022 году вырастут минимум в 1,5 раза. Однако недавно Аэрофлот объявил об акции, в рамках которой он снижает цены на перелеты с конца апреля по конец мая по всем российским направлениям на 30-35%. Связана ли эта акция Аэрофлота со стабилизацией рубля? Доллар сегодня стоит 81 рубль, что значительно меньше курса, который был в середине марта.
– Я думаю, Аэрофлоту вообще не стоит ориентироваться на курс доллара, когда речь идет о внутренних перелетах по России. За топливо он платит в рублях, зарплату экипажу платит в рублях, за аэронавигацию платит в рублях, аэропортовые сборы и все расходы в аэропортах тоже в рублях, поэтому последнее, на что может ориентироваться Аэрофлот, это на курс доллара.
Но, к сожалению, билеты подорожали как на зарубежные, так и на внутренние направления. Если раньше можно было купить билет Москва–Владикавказ за три тысячи рублей, то сейчас, дай бог, его за семь тысяч найти. И, к сожалению, мы не видим никаких предпосылок для снижения стоимости в ближайшее время.
Но давайте о хорошем. Последнее, на чем люди хотят экономить, это на отдыхе. Мы это видим по продажам, как люди охотно покупают туры.
Этот год будет очень интересный. Нам все говорят, что будет реальное снижение доходов населения, тем не менее, мы видим, что продажи идут даже вот в этих ценах – а цены очень нехорошие.
– Также мы бы хотели поговорить о международных рейсах. Впереди время отпусков, в нашем регионе популярны такие направления, как Турция и Египет. По данным Авиасейлс, билет туда-обратно в мае в Турцию обойдется в среднем в 50 тысяч рублей. Стоит ли уже сейчас покупать билеты за границу или лучше подождать - вдруг они подешевеют?
– Мой совет – вообще отдельно не покупать билеты. Два года пандемии, потом история со спецоперацией. Последние два годы мы везде видели одну и ту же историю: те люди, которые купили в турагентствах пакеты, надежно застрахованы. Многие сами купили билеты, сами забронировали проживание на иностранных порталах, и там у людей застряли сотни миллионов рублей. Мы каждый день слышим эти жалобные истории, люди не могут вернуться назад.
Поэтому мой совет – покупать в турагентстве сразу пакетный тур, где туроператор полностью несет за вас ответственность.
Если мы говорим о поездках за рубеж, я бы не советовал покупать билеты заранее. На август можно чуть позже купить, на майские праздники надо покупать уже сейчас. Если мы говорим о поездках по России, к примеру, в Сочи на август начали продавать билеты еще в декабре. Тогда гостиница стоила, допустим, 10 тысяч рублей в сутки, теперь уже 15 тысяч. А если вы приедете купить в июне на август, она уже будет стоить порядка 18 тысяч рублей. Поэтому, если вы твердо знаете, что будете отдыхать в Сочи, то надо было покупать хотя бы за полгода.
Что касается Крыма, я бы посоветовал пока не покупать билеты, так как крымские отельеры думают и надеются, что их аэропорт откроется. Когда это будет, говорю сразу, никто не знает. Поэтому, чем ближе к дате поездки, тем они сильнее снижают цены. То же самое отельеры Анапы и Геленджика.
Абхазия в этом году дешевой не будет. Они понимают, что работает сочинский аэропорт, оттуда до границы ехать всего 15 минут, поэтому там цены будут только повышаться.
Поэтому в этом году советую обратить внимание на Туапсе, Геленджик, Анапу и, особенно, на Крым. Он будет как никогда недорогой.
– В связи с последними событиями туристов также волнует, с какой валютой или банковской картой ехать за границу сейчас?
– Мой совет – как можно больше услуг купить в турагентстве в России. Почему? Вы платите в рублях, платите за все. Я в туризме работаю 32 года и того, что делается сейчас, я никогда не видел. Например, раньше мы отправляли людей в Хургаду или Шарм-эль-Шейх, и они уже на месте покупали экскурсии в Каир, Луксор – они не дешевые, 100 долларов. Сейчас все эти экскурсии туристы покупают в России, чтобы поехать без валюты. Карточки Visa и MasterCard заблокированы. "Мир", можно много говорить, но он не работает в Египте. Я не хочу никого обманывать. Даже в Турции где-то работает, где-то не работает. Мы сталкивались с таким, что какой-то ресторан берет карточку, а какой-то не берет.
Даже билеты в Дубайскую оперу мы продаем сейчас в России. Такого вообще никогда не было.
Поэтому, повторюсь, покупайте в России максимально возможное количество услуг. А за границу можно взять 100-200 долларов.