Залина Кулумбегова, Sputnik
На месте современного молельного дома раньше была деревянная синагога, одна из семи городских синагог. Она сгорела в 1926 году. Позже, в 1967 году, по проекту архитектора Мосе Даниелашвили здесь было возведено капитальное здание.
Синагога в Цхинвале
© Sputnik / Natalia Airiyan
По словам историка Нелли Табуевой, в Советском Союзе после Октябрьской революции долгое время запрещали строить культовые здания. Цхинвальская синагога стала первой, которую разрешили построить в СССР.
"Когда началось строительство, на ее месте обнаружили следы более старого строения. К счастью, евреи снова засыпали землей находку. На территории Старого города есть еще множество строений разного периода, и они ждут своих исследователей", - сказала Табуева.
Если говорить об архитектуре синагоги, то это двухэтажное четырехугольное здание. Главный вход в молитвенный дом расположен с северной стороны.
Войдя внутрь, попадаешь в небольшое помещение и сразу же обращаешь внимание на резные массивные двери. С правой стороны – помещение с лестницей, которая ведет на балкон, слева – небольшая комнатка. За деревянными дверьми расположился зал с высокими до потолка окнами.
Синагога в Цхинвале
© Sputnik / Natalia Airiyan
Внимание привлекают расписанные стены и потолок, который из-за обветшавшей, протекающей крыши, потерял свой первозданный вид. Несмотря на это, хорошо сохранился растительный орнамент, исполненный акриловыми красками в бежевых, коричневых и голубых тонах. Хорошо выделяются яркие желто-оранжевые рисунки со звездой Давида – одним из символов иудаизма.
Синагога в Цхинвале
© Sputnik / Natalia Airiyan
У стены напротив входа можно увидеть деревянный резной шкаф, или синагогальный ковчег - "Арон Акодеш", сделанный цхинвальским резчиком по дереву Шота Котаевым. К нему ведут две невысокие лестницы. "Арон Акодеш" является местом, где обычно хранятся свитки Торы. В Южной Осетии их было около десяти. Обычно свитки выносились и зачитывались только по большим праздникам и при наступлении субботы – Шабата.
Синагога в Цхинвале
© Sputnik / Natalia Airiyan
По словам выходца из Южной Осетии Элиона Виленчика, раньше в центре зала находилась и кафедра, единственное, что от нее осталось – деревянный стол с вырезанным на нем семисвечником и лестница. Сохранился и пюпитр – "амуд".
"Пюпитр обычно проносили между рядами и клали на него книги, которые весили два-три килограмма", - пояснил Виленчик.
Синагога в Цхинвале
© Sputnik / Natalia Airiyan
На стене за "Арон Акодеш" можно заметить изображения корон с устремленными вниз лучами.
"Короны – это символ верховной власти. Обычно над местом, где находились свитки, ставили корону. Таким образом определяя ориентир, где хранилось самое ценное, что есть у евреев – Тора. То есть корона в данном случае — это символ главенства пятикнижья над миром", - сказал он.
Синагога в Цхинвале
© Sputnik / Natalia Airiyan
Зал синагоги достаточно большой и светлый из-за больших окон. Талмуд предостерегает от молитвы в комнате без окон: люди должны видеть небо.
В синагоге находится два молельных зала – большой и маленький. Малый зал никакого интереса с архитектурной точки зрения не представляет, здесь обычные бетонные потолки и пол, выложенный кафелем.
Синагога в Цхинвале
© Sputnik / Наталья Айриян
Обычно, по словам Виленчика, малый зал служил для ежедневного посещения верующими молитвенного дома. Особенно в зимнее время, когда большой зал было сложно отапливать.
"Синагога вмещала около 300 человек. Ежедневно ее посещало немного прихожан – 20-30 человек, поэтому молящиеся находились в малом зале. И лишь по субботам и по праздникам в синагоге был полный аншлаг", - вспоминает Виленчик.
Синагога в Цхинвале
© Sputnik / Natalia Airiyan
Часто мест для всех не хватало, поэтому люди приобретали в синагоге именные сидячие места. Позволить себе такое могли только прихожане с достатком. Стулья с шкафчиками и именными металлическими табличками сохранились в синагоге и сегодня.
"Помимо того, что зажиточные верующие могли купить себе места, они были обязаны делать пожертвования. Шкафчики на стульях закрывались на ключ, в них обычно хранились книги и ритуальные накидки", - сказал он.
Синагога в Цхинвале
© Sputnik / Natalia Airiyan
Над входом можно увидеть и балкон, это место для женщин во время чтения книг и молитв – "Эзрат нашим".
Синагога в Цхинвале
© Sputnik / Natalia Airiyan
По словам Элиона Виленчика, для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть помпезное здание, которое привлекает народ, или даже комната в доме. Самое главное, чтобы в нем находился свиток Торы и возможность пребывания десяти лиц мужского пола. Ведь там, где есть свиток, есть "возможность разговаривать с Богом".
Несколько лет назад шли разговоры о восстановлении Цхинвальской синагоги. Такую возможность, в частности, в 2021 году обсуждали президент Южной Осетии Анатолий Бибилов и главный раввин России Берл Лазар. Но пока конкретных шагов не последовало. Поэтому в настоящее время Цхинвальская синагога остается памятником культурного наследия.