ЦХИНВАЛ, 6 апр – Sputnik, Элина Габараева. Конституционный суд в Южной Осетии пробовали сформировать не раз, вопрос обсуждался в республике на протяжении последних двух десятилетий. Главный судебный орган необходим республике для разрешения многих важных вопросов, в частности, противоречий между ветвями власти или соблюдения прав человека.
Независимый эксперт Тимур Кокоев рассказал, что, "в принципе, Конституционный суд создан на бумаге, он предусмотрен Конституцией и конституционным законом".
"С 2001 года, со времен, когда вступило в силу законодательство о Конституционном суде, пару раз предпринимались попытки формирования этого главного судебного органа, но они не увенчались успехом. С чем это связано, я не могу сказать", - отметил Кокоев.
По его словам, КС формируется президентом и парламентом в количестве пяти судей из высококвалифицированных специалистов.
"Чтобы создать главный судебный орган, президенту и парламенту нужно представить по двое судей, а пятого судью они назначают согласованно. Структура суда будет состоять из председателя, заместителя председателя, секретаря и двоих судей. Они назначаются сроком на десять лет", - отметил Кокоев.
Он добавил, что и в 2011 году, и в 2017 году главы республики пытались создать Конституционный суд под конец президентского срока, назначая "своих" кандидатур, однако парламент не представлял своих делегатов.
Кокоев отметил, что в законодательстве Южной Осетии четко прописано, какими вопросами должен заниматься Конституционный суд.
"Орган рассматривает вопросы, связанные с конституционным строительством, объектом исследований является непосредственно Конституция. Никакой другой судебный орган эти вопросы не может рассматривать – это не их компетенция", – подчеркнул эксперт.
О том, какие вопросы рассматривает Конституционный суд, рассказала Sputnik кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ Ирина Котелевская на примере высшего органа судебной власти РФ.
"Конституционный суд – орган особого вида правосудия. Он уполномочен рассматривать вопросы в соответствии с главным законом страны - Конституцией. Полномочия его реализации чрезвычайно важны для того, чтобы и законодатели, и граждане могли соотнести принятые представительным органом решения с Основным законом страны", - отметила Котелевская.
Кроме того, добавила она, Конституционный суд защищает граждан, рассматривая вопросы конституционности отдельных положений действующих законов.
"Конституционный суд не относится к системе общих судебных органов, а действует по специальным полномочиям и может рассматривать вопросы, связанные с продолжением деятельности высших должностных лиц. В конечном счете, Конституционный суд оценивает и совершает процедуры, руководствуясь исключительно Конституцией. Текущее законодательство для него является не прямым предписанием, а объектом для анализа и исследования на предмет их конституционности", - пояснила она.
Юрист уточнила, что не все страны учреждают орган конституционного правосудия, в некоторых моделях государственного устройства эту функцию берут на себя парламент, глава государства или монарх.
"Что касается континентальной правовой системы, то тут принято учреждать орган конституционного правосудия", - заметила Котелевская.
По ее словам, как правило, для создания Конституционного суда нужно оформить это решение на уровне закона, и желательно внести соответствующие дополнения в Конституцию.
Она отметила, что можно взять за образец российский Конституционный суд и детально присмотреться к подобному позитивному опыту.