Анна Кабисова, Sputnik
Десятого марта 1940 года не стало Михаила Булгакова – одного из самых значимых российских писателей XX века. Его творчество многогранно и включает в себя как грандиозные романы "Белая гвардия", "Бег", повести "Собачье сердце", так и пьесы, фельетоны, рассказы. Всемирную известность писателю принес роман "Мастер и Маргарита".
Известно, что с 1919 по 1921 год Михаил Булгаков жил во Владикавказе, и именно здесь началась его литературная деятельность. Булгаков написал и поставил на сцене местного театра четыре из пяти пьес ("Самооборона", "Братья Турбины", "Глиняные женихи", "Парижские коммунары", "Сыновья муллы").
О своей жизни на Кавказе писатель вспоминал в повести "Записки на манжетах", охватывающей один из самых трагичных, но одновременно и поворотных периодов в своей жизни.
"В туземном подотделе пьеса произвела фурор. Ее немедленно купили за 200 тысяч. И через две недели она шла.
В тумане тысячного дыхания сверкали кинжалы, газыри и глаза. Чеченцы, кабардинцы, ингуши, – после того как в третьем акте геройские наездники ворвались и схватили пристава и стражников, – кричали:
– Ва! Подлец! Так ему и надо! И вслед за подотдельскими барышнями вызывали: "Автора!". За кулисами пожимали руки. – Пирикрасная пыеса!
И приглашали в аул...".
В тумане тысячного дыхания сверкали кинжалы, газыри и глаза. Чеченцы, кабардинцы, ингуши, – после того как в третьем акте геройские наездники ворвались и схватили пристава и стражников, – кричали:
– Ва! Подлец! Так ему и надо! И вслед за подотдельскими барышнями вызывали: "Автора!". За кулисами пожимали руки. – Пирикрасная пыеса!
И приглашали в аул...".
Речь идет о премьере пьесы "Сыновья муллы".
Во Владикавказ будущий писатель попал в 1919-м как военврач в составе деникинских войск. Он был направлен во владикавказский военный госпиталь, где лечил больных и раненых.
Булгакова свалил возвратный тиф, поэтому он "не видел, как белые в панике оставляли Владикавказ, бросая пушки и броневики, как в притихший город без боя входили повстанческие отряды Гикало, Такоева и Мордовцева".
"Несколько дней власть во Владикавказе принадлежала Временному революционному комитету. Потом было торжественное вступление в город XI армии во главе с Орджоникидзе, Кировым и Василенко. Когда Булгаков поднялся, во Владикавказе была советская власть и весна — в полном разгаре", - так описывает этот период жизни писателя Лидия Яновская в книге "Творческий путь Михаила Булгакова".
Первого мая, через месяц после установления советской власти в городе, на здании городского театра натягивается красное полотнище: "Первый советский театр" (ныне Русский театр им. Е. Вахтангова – ред.).
Дом во Владикавказе, где жил писатель Михаил Булгаков
© Photo : Евгений Иванов
Во Владикавказе начинают выходить газеты — на русском и осетинском языках. Театру нужен новый репертуар, а газетам – авторы. Булгакова приглашают заведовать литературной секцией подотдела искусств. В его задачи входит организация лекций, творческих вечеров, концертов, которые проходят в Первом советском театре. В то лето Булгаков начинает писать пьесы, публиковаться в местных газетах.
В своей автобиографии Михаил Афанасьевич писал: "В 1920 году в городе Владикавказе служил в подотделе искусств, сочинял первые пьесы, работал в качестве лектора при областном театре, начинал играть на сцене, участвовал в создании театрального факультета местного художественного института".
Каким его видел и запомнил Владикавказ?
"… На вид ему было лет около тридцати. Русые волосы расчесаны на прямой пробор. Большие светло-серые глаза выражали напряженную сосредоточенность. Одет автор был более чем скромно: поношенная блуза защитного цвета, потертые старые туфли и брюки неопределённого цвета с тщательно заглаженными складами во всю длину штанин. Во Владикавказе его хорошо знали. Он часто выступал с лекциями о литературе и музыке, открывал концерты вступительными словами о композиторах, вел занятия в драматической студии и народном университете", - рассказывает в своем материале "Булгаков на Кавказе: как так получилось, и как это было?" ведущий методист Национальной научной библиотеки РСО-Алания Алиса Дурново.
6 и 8 июня 1920 года, через месяц с небольшим после открытия Первого советского театра, была показана одноактная комедия Михаила Булгакова "Самооборона", а осенью 1920 года четырехактная драма "Братья Турбины", которая шла с большим успехом.
Но писателя этот успех не удовлетворял. В письмах к сестрам, к двоюродному брату Косте он пишет: "Рвань все: и "Турбины", и "Женихи", и эта пьеса. Все делаю наспех. Все. В душе моей печаль… С одной стороны, они шли с боем четыре раза, а с другой стороны — слабовато. Это не драма, а эпизод… Они чушь… Все эти пьесы… Все это хлам…".
В 1923 году он уничтожил все экземпляры владикавказских пьес. Об этом просил в письме и сестру: "На случай, если я уеду далеко надолго, прошу тебя о следующем: в Киеве у меня остались кое-какие рукописи… Выпиши из Киева эти рукописи, сосредоточив их в своих руках, и вместе с "Самообороной" и "Турбиными" в печку…".
Единственная из ранних пьес писателя, которая сохранилась, "не сгорела", это "Сыновья муллы". В "Записках на манжетах" Булгаков так рассказывает о ее создании.
"Помощник присяжного поверенного, из туземцев, научил меня. Он пришел ко мне, когда я молча сидел, положив голову на руки, и сказал:
— У меня тоже нет денег. Выход один — пьесу нужно написать. Из туземной жизни. Революционную. Продадим ее…
Я тупо посмотрел на него и ответил:
— Я не могу ничего написать из туземной жизни, ни революционного, ни контрреволюционного. Я не знаю их быта. И вообще я ничего не могу писать. Я устал, и кажется, у меня нет способности к литературе".
В итоге пьеса была написана, и ее так же, как и другие пьесы, ожидал грандиозный успех. В автобиографическом рассказе "Богема" Булгаков описывает это событие так: "Пьеса шла три раза (рекорд) и вызывали автора… И я выходил и делал гримасы, чтобы моего лица не узнали на фотографической карточке (сцену снимали на магний). Благодаря этим гримасам, в городе распространился слух, что я гениальный, но и сумасшедший в то же время человек…".
Лидия Яновская в "Творческом пути Михаила Булгакова" так объясняет творческие муки и неудовлетворенность писателя: "Думаю, и острота этих оценок, и порою отчаянные интонации во владикавказских письмах Булгакова были отражением царившего в его душе мучительного неравновесия между уже наполнявшим его ощущением огромности его таланта, его художественных возможностей и тем, что возможности свои он еще не мог — не умел — реализовать. Успех владикавказских пьес не обманывал драматурга. И все-таки он глубоко, потрясенно переживал этот успех".
В мае 1921 года успешная постановка "Сыновей муллы" дала Булгакову достаточную сумму денег для отъезда из Владикавказа.
Памятник Михаилу Булгакову во Владикавказе
© Photo : Евгений Иванов
В 2012 году во Владикавказе Булгакову установили памятник – в историческом центре на пересечении улиц Маяковского и проспекта Мира заслуженный художник РФ и РСО-Алания скульптор Станислав Тавасиев изобразил писателя с разлетающимися над головой рукописями и котом у ног (в романе "Мастер и Маргарита" Мастер говорит известные слова: "Рукописи не горят", а одним из героев романа является кот по имени Бегемот – ред.).
А на пересечении улиц Маяковского и Баллаева (ранее улица Слепцовская д. № 9, кв. 2) на доме установлена памятная табличка, здесь писатель прожил два года.
"Горы замкнули нас. Спит под луной Столовая гора. Далеко, далеко, на севере, бескрайние равнины... На юг – ущелья, провалы, бурливые речки. Где-то на западе – море. Над ним светит Золотой Рог ..." - писал Булгаков в "Записках на манжетах".